На днях во всех СМИ появилась новость, что Министерство промышленности и торговли собирается пересмотреть запреты на продажу пива. Чиновники предложили не считать его алкоголем.
Первым сообщил об этом сайт РБК. По версии Минпромторга, это поможет создать комфортную потребительскую среду.
После того как некоторые политики и журналисты возмутились (с какого это бодуна пиво перестанет быть алкоголем?), Минпромторг стал оправдываться: вы нас, дескать, не так поняли. Никто и не думает убирать пиво из перечня алкогольной продукции. Мы просто предлагаем изменить ряд правил торговли пивом и вином, ввести иное регулирование продаж пива, чем в случае с крепким алкоголем.
Все это, на мой взгляд, словоблудие и казуистика. На самом деле торговцы (подозреваю, не без помощи пивоваренного лобби) хотят сделать пиво еще доступней, чем сейчас. И начать продавать его там, где до этого было нельзя. Хотя, казалось бы, куда уж доступней – эта дрянь сегодня на каждом углу.
В распоряжении того же РБК оказался проект стратегии развития торговли на 2019–2025 годы, разработанный Минпромторгом. В пресс-службе ведомства информагентству подтвердили его подлинность.
В документе русским по белому говорится:
рассмотреть возможность выведения пива и пивоваренной продукции с точки зрения регулирования розничных продаж из-под понятия алкогольной продукции, в том числе в сфере общественного питания.
Если это не прямое предложение перестать считать пиво алкоголем (конкретно – в торговле), то что?
Некоторые «эксперты», комментируя инициативу Минпромторга, объяснили ее заботой о бизнесе.
Алкогольное лобби уже не первый раз предпринимает попытки смягчения запретов продажи пива и другого алкоголя. И все это под видом заботы о рентабельности бизнеса.
В прошлом году на совещании в правительстве обсуждалась возможность вернуть алкоголь на автозаправки.
Реклама пива снова появилась на телевидении и на уличных баннерах. Рекламируют вроде как безалкогольное (это же законом не запрещено), но мы-то понимаем…
И вот, похоже, это лобби снова пробует нас «на слабо»: прогнемся – не прогнемся? А давайте еще с этого боку зайдем: упростим для пивка дорогу к потребителю. Которая и так усыпана розами – хлебай не хочу, оно повсюду. Дешево и сердито.
А не пошли бы вы к черту со своим «бизнесом» по спаиванию народа?
В микрорайоне, где я живу (это кусок плотной многоэтажной застройки размером примерно 0,7х0,7 км), мы с сыном насчитали 30 с лишним точек по продаже разливного пива! Это, подчеркиваю, только специализированные точки, и только те, что бросились в глаза. А еще есть десятки магазинов и ларьков. В Красноярске есть дома, в которых сразу по три «разливайки» с разных сторон. Чтоб никто мимо не прошел.
Пивоторговцы считают такую доступность пенного чуть ли не достижением. Они говорят, что народ стал пить значительно меньше водки и гораздо больше пива: 7,5 млрд литров в год. И 2,5 млрд литров прочего алкоголя. Как будто есть разница, чем гражданин зальет шары – бутылкой водки или пятью бутылками ваших помоев.
Пьют его столько не потому, что алкаши стали культурней. А потому, что есть предложение. Назойливое! Потому что пиво доступней фруктов и соков.
Если бы натуральные соки продавались в специализированных магазинах, стоили так же дешево и их пользу рекламировали с той же силой, с которой сейчас рекламируют пиво, то, я вас уверяю, соков бы продавалось все 20 млрд литров. Как во времена горбачевской антиалкогольной реформы, когда их производство и продажи в стране выросли. Многие заводы, выпускавшие алкоголь, были переориентированы на выпуск безалкогольных напитков.
Нет, в чем-то Михаил Сергеевич был прав.