Очень люблю хорошие советские фильмы и с неприязнью отношусь к снобам, которые от них воротят нос. Есть даже «эстеты», которые говорят, что «Ирония судьбы» – «тупая комедия с главными героями-идиотами».
Такие типы вызывают у меня подозрение: а русские ли это люди? Не шпионы ли засланные?
С удовольствием смотрю на «Ютубе» архив телепередачи «Тайны советского кино». Больше всего мне нравится, когда ведущий рассказывает, кто из актеров пробовался на ту или иную роль.
Знаете ли вы, что в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика» на роль студента претендовали Олег Видов и Валерий Носик? В итоге Шурика сыграл Александр Демьяненко. А на роль Лиды пробовалась Алла Будницкая, но взяли Наталью Селезневу.
В «Кавказской пленнице, или Новых приключениях Шурика» роль Нины могли сыграть Наталья Кустинская, Марианна Вертинская, Лариса Голубкина… Повезло Наталье Варлей.
На роль Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая пробовались 22 актера, которых искали по всей стране! Среди них были Леонид Каневский, Николай Губенко, Андрей Миронов, Михаил Козаков, Спартак Мишулин, Олег Басилашвили… Но Бендера сыграл молодой Арчил Гомиашвили.
В знаменитой «Иронии судьбы» Лукашиным мог стать Андрей Миронов, а не Андрей Мягков. Изначально планировалось, что Ипполита сыграет Олег Басилашвили, а не Юрий Яковлев.
Манькой Облигацией в знаменитом сериале Говорухина могла стать Любовь Полищук – ее уже почти утвердили после кинопроб. Но убедительней оказалась Лариса Удовиченко…
И так далее. Фильмы в советское время снимались тысячами, актерская колода тасовалась очень причудливо.
Но у меня всегда вызывает улыбку, когда ведущий программы с придыханием сообщает, что сегодня нам невозможно представить в этой роли никого другого, кроме… Далее следует фамилия актера, которому повезло.
Это кому, позвольте спросить, невозможно? Мне – так очень даже возможно! Легко представляю себе в роли Ипполита Олега Басилашвили. Да, это был бы другой Ипполит, но, думаю, ничуть не хуже, чем у Яковлева. А из Миронова получился бы отличный Лукашин.
Уверяю вас, если бы Шурика сыграл Видов, то через несколько лет точно так же все зрители наперебой бы его расхваливали. Демьяненко? Да какой из него Шурик…
Есть такой термин в психологии и зоологии – импринтинг. Или запечатление. Высидит, например, курица утят, увидит вылупившийся утенок курицу и думает, что она его мама. Всюду ходит за ней, забирается под крыло. Попробуй объясни ему, что его мама – утка.
А здесь мы имеем дело с «киноимпринтингом» – кого выбрал режиссер, тот нам и запомнился, другого мы уже и «представить не можем». Хотя, повторяю, я могу.
И считаю, что Гомиашвили – главный недостаток «12 стульев» Гайдая. (Личное оценочное мнение, вкусовщина.) Какой прекрасный Бендер мог бы получиться у Козакова или Мишулина!
Прекрасно вижу Любовь Полищук в роли Маньки Облигации. («Облигация или Аблигация» – помните?) Замечательная была бы Манька! Со своими фишками и ужимками.
А красавицы Кустинская, Вертинская или Голубкина в роли Нины? По-моему, культовый фильм получился бы еще прекрасней. Что, у Кустинской ноги хуже, чем у Варлей? Нет, не хуже, я видел старые фото.
Я это все к чему? В жизни тоже как в кино. Живешь, допустим, лет 20 с одной женой, которая когда-то успешно прошла кастинг, и больше никого на ее месте не представляешь. Импринтинг, наверное. Хотя ведь и другие пробовались.
Больше скажу, с политиками, депутатами всякими, чиновниками – та же история… Смотришь, 20 лет Иван Иванович перебирается из одного высокого кресла в другое. Мы уже так привыкли к нему, что никого на его месте и не представляем.