Сегодня довольно часто можно услышать: «После пандемии и мы, и мир станем другими». Звучит впечатляюще, а вот верится с трудом. Что такое должно произойти, чтобы люди радикально изменились?
Чума как двигатель прогресса
Возьмем Средние века. В середине XIV века на Европу обрушилась «черная смерть» – чума. Болезнь выкосила половину жителей, уничтожив в некоторых местах до 90 процентов населения. И что же? Столетняя война продолжалась как ни в чем не бывало, а ведьм и иных пособников дьявола сжигать стали еще больше.
Однако есть и сторонники иной точки зрения. Они полагают, что колоссальное сокращение населения вызвало нехватку рабочих рук и их дороговизну. Это, в свою очередь, способствовало замене ручного труда машинным и привело к промышленной революции, сделавшей Европу передовым регионом мира на несколько столетий.
Новации и опасения
КОВИДу, конечно, по последствиям с чумой не тягаться. «Черная смерть» без лечения приводит к почти 100-процентному летальному исходу.
И все же еще не завершившаяся пандемия открыла новые технологические горизонты. Оказывается, многим людям совершенно необязательно ходить на работу и отсиживать там положенные по трудовому законодательству часы – они вполне справляются со своими обязанностями в удаленном режиме.
Этим тут же воспользовались работодатели. Ведь перевод персонала на «удаленку» может существенно снизить затраты на оборудование и содержание рабочих мест.
Оживилась дискуссия о дистанционном образовании детей, и кое-кто договорился уже до полного апокалипсиса: мол, с первого сентября все школы закроют, а ребятишек переведут на «дистанционку». При этом большинство учителей уволят, так как один преподаватель может вести виртуальный урок хоть для десятитысячного класса.
Мысль, конечно, интересная, но она все же из разряда фобий, которые сопровождают появление всего нового. Если раньше обыватели пугали друг друга до дрожи «чугункой» и самодвижущимися экипажами, то сегодня они занимаются тем же при помощи «чипизации» и повального вакцинирования.
Новый железный занавес
Из плюсов – оказалось, что многие бюрократические процессы можно довольно легко перевести в онлайн и облегчить жизнь людей. Тут, как говорится, не было бы счастья, да КОВИД помог.
Из минусов – перспективы мир посмотреть и себя показать сжались в стиле шагреневой кожи. А это серьезное ментальное потрясение.
Если во времена оны редкий житель СССР мог вырваться за пределы железного занавеса, то сегодня значительная часть граждан РФ не представляет себе отпуска без посещения Турции или Таиланда.
КОВИД закрыл границы. Более того, он установил их на территории Российской Федерации. Стало невозможным попасть из одного субъекта в другой (во всяком случае, без двухнедельной отсидки в карантине).
Сейчас вроде бы есть повод для оптимизма. В большинстве регионов меры противодействия пандемии смягчаются. Но, во-первых, звучат прогнозы о второй волне коронавируса. Во-вторых, уже есть реальная вторая волна в Китае.
Отсюда большие сомнения в скором снятии барьеров – на международные перемещения точно. Да и неизвестно еще, чем закончится форсированное открытие курортного сезона в Крыму и на черноморском побережье Кавказа, куда сейчас хлынули толпы жаждущих солнца и моря. Ведь при той плотности отдыхающих, которую можно наблюдать на пляжах Сочи, Анапы и Ялты, достаточно одного носителя КОВИД…
Время осмысления
В этих условиях появились интересные тенденции. Например, все последние годы наблюдался устойчивый спад интереса россиян (и красноярцы – не исключение) к наследию социализма, именуемому «дачами». А сейчас они в тренде. Во-первых, потому, что долго были легитимным основанием для того, чтобы выехать за город. Во-вторых, Таиланд недоступен, а дача под боком. Говорят, даже цены на эту еще недавно не очень ликвидную недвижимость ощутимо выросли.
Другая тенденция – люди, лишенные возможности потратить деньги на «олл инклюзив», вдруг задумались: а может быть, есть другой способ использовать эти средства с пользой? И вот кто-то взялся за давно откладывавшийся ремонт, кто-то решился, наконец, на улучшение жилищных условий – тем более что государство запустило программу поддержки ипотеки.
В изоляции, при всех ее издержках, есть громадное достоинство. Возможность остановить ежедневный бег и многое переосмыслить в своей жизни. И это иногда дает хорошие результаты. Не оказался бы, скажем, Пушкин запертым на карантин в Болдино, глядишь, не было бы ни «Повестей Белкина», ни «Маленьких трагедий».
Изменимся ли мы и мир? Предсказать трудно. Но если изменимся – то хотелось бы в лучшую сторону.