Как выглядит народное единство

Козьма Минин, нижегородский купец средней руки, уроженец приволжского городка Балахна, сын солевара Мины Анкудинова, вошел в отечественную историю, как инициатор и вдохновитель Второго ополчения, изгнавшего польских интервентов из Московского государства. Князь Дмитрий Пожарский стал, по-нынешнему говоря, военным специалистом, исполнившим народную волю.

 

Это распределение исторических ролей знакомо каждому и, в отличие от множества других ключевых моментов нашего прошлого, не подвергалось сколько-нибудь заметным попыткам развенчания в те времена, когда правилом стало «глядеть по-новому» и вообще все ставить с ног на голову. Не то чтобы среди историков и прочих заинтересованных лиц наблюдалось по данной теме полное согласие (его не бывает нигде и никогда), а видимо, просто руки у ниспровергателей не доходили, хотя, может и ошибаюсь…

А зря – ведь даже при скептическом отношении к официальному пафосу создатели Второго ополчения 1611-1612 годов дали наглядный образец народного единства. Именно так оно выглядело и будет выглядеть в дальнейшем – когда сословность, достатки, давние и свежие обиды, спесь, национальные различия (отец Козьмы, как предполагают, был обрусевшим татарином), амбиции, гордость – все это уходит на второй план ради исполнения обшей национальной задачи. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником», — все так и было, как изложено в «Истории…» Сергея Соловьева, и как вошло в сознание десятков поколений.

Моменты народного единства еще тем ценны, что очень редки на фоне народного разъединения, апофеозом которой была Смута – когда каждый тащил одеяло на себя, когда буйным цветом разрастались эгоизмы – личные, сословные, семейные и прочие – разрастались до того, что ради ублажения этих эгоизмов русские люди были согласны и на самозванцев, и на прямое иноземное владычество, и на «умри ты сегодня, а я завтра». Первое ополчение как раз в этом и захлебнулось. Потом разъединение будет показывать себя постоянно, даже в мирное время, и до сих пор показывает… (Утративший государственный статус день 7 ноября, несмотря на сохраняющееся почитание этой даты, все-таки был днем разъединения).

Но если среди нас еще сохраняется способность повторить то, что сделали четыре с лишним века назад Козьма и Димитрий, лавочник и воин, значит еще не все потеряно. Точнее – ничего не потеряно. Потому что один такой момент единства перевешивает тысячи моментов разъединения.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать