Портал «Иносми» регулярно публикует комментарии иностранных, преимущественно англоязычных, читателей к публикациям, касающимся животрепещущих политических вопросов.
Однако цитировать их особого смысла нет, поскольку они почти буквально воспроизводят комментарии читателей наших, только с обратным значением – там, где у нас плюс, у них минус, у нас – черточка, у них – кружочек и т. д.
А пафос один и тот же.
К примеру, к статье о недовольстве нашего министра иностранных дел Лаврова поздним предупреждением – за четыре минуты до – об американских бомбардировках Сирии подавляющее большинство комментаторов высказалось в том духе, что «негодяя Путина» вообще предупреждать не следовало, обрыбится, ибо в той стране он присутствует незаконно, а мы – законно, это ведь каждому вменяемому и честному человеку известно…
Кстати, именно от иностранных граждан я узнал страшную тайну, что, оказывается, глава государства российского, чудовищный, разумеется, тиран, на самом деле с женой Людмилой не разводился, а держит ее в тайном глубочайшем подземелье, и, конечно же, на наркотиках. Это также каждому честному человеку известно…
Все вышеприведенное является иллюстрацией того пошлого факта, что возможности пропаганды огромны.
Если по нескольку раз в день на протяжении многих лет утверждать посредством СМИ, что бурундук – птичка, в итоге он и станет птичкой, что опять же очевидно для каждого свободомыслящего просвещенного индивида, в том числе правильного зоолога и орнитолога.
Сказала же загадочная женщина Псаки, что Россия стремительно и нагло приближается к границам НАТО – значит, так оно и есть, только дураки и засланные могут с этим спорить.
Но у всякой пропаганды, сколь угодно умелой и технологичной, есть один важный противник – а именно личный опыт людей. И не просто людей, а миллионов людей.
Америка по части пропаганды находится в самом выгодном положении, поскольку она от всех далеко. Это страна-материк, имеющая уникальную возможность держать свой коллективный мозг в пространстве непрекращающейся сказки.
Граница с миром иной культуры – только одна, мексиканская, к тому же огражденная стеной и удвоенными нарядами тамошних карацуп с джульбарсами. Другая граница – с Канадой – и границей-то вовсе не считается.
В Европе, тем более в России, лично бывали только избранные.
К тому же массовое образование дает чахлую картину мира. К примеру, недавний американский фильм про нас «Последние цари» начинается картинкой Красной площади с Мавзолеем, на которой появляется титр «Москва. 1905 год». И – ничего, никаких шуток, подначек, издевательств над авторами.
Другое дело – Старый Свет, и особенно Россия. Там все иноверное, инакомыслящее друг у друга на головах сидит. А кроме того, наличествуют родственники, друзья, совершаются путешествия.
Если представить себе нечто невероятное – упаси Бог, – что российская пропаганда вдруг захочет уверить меня как частичку массы, что Крым был аннексирован, то вряд ли у нее что-то получится. Потому что, бывая там с середины нулевых, видел тихую, но стойкую и почти повсеместную ненависть ко всей украинской государственности. За малость вроде «сидайте, будь ласка» можно было по морде получить.
Поэтому меня итоги крымского референдума, где за возвращение в Россию проголосовало 95 процентов – результат, близкий к советскому нормативу голосования «за блок коммунистов и беспартийных», – не удивляют абсолютно.
Хотя и отмечал впоследствии срывы: в севастопольском ларьке на площади Захарова, специализирующемся на изготовлении беляшей и чебуреков, сказали, что «при Украине цены были ниже», а хозяин гостиницы, который вез меня от Евпатории до Симферополя, вообще закатил пламенную речь о том, что «москвичи понаехали и все захватили»…
Но обывательское настроение таково всегда и везде. В Красноярске в том числе. Мой евпаторийский друг Ткаченко говорит, что надо оценивать ситуацию не по мерке «хуже – лучше», а «дома – не дома».
Дома даже если и хуже – все равно лучше. Тем более что в реальности про «хуже» говорить не приходится…
Это лишь малая часть того, что пропаганда может совпадать с реальностью. Именно потому возможности нашей пропаганды ограничены.
Они – там, за океаном, – могут делать из нас чудовищ, а мы из них – далеко не всегда. Приходится мириться с чрезмерно грамотным, чтоб его, населением, лично знающим, что к чему.
Впрочем, есть круг, который ни присутствие в Сирии по просьбе тамошнего правительства, ни возвращение Крыма, ни прочее не примет за истину, подтвержденную очевидностями. Там вообще царит сплошная сказка про отравление нами блогера и вообще всех людей на свете. Но это значит лишь то, что они живут за двумя океанами от нас.