Когда пропаганда не всесильна

Портал «Иносми» регулярно публикует комментарии иностранных, преимущественно англоязычных, читателей к публикациям, касающимся животрепещущих политических вопросов.

Однако цитировать их особого смысла нет, поскольку они почти буквально воспроизводят комментарии читателей наших, только с обратным значением – там, где у нас плюс, у них минус, у нас – черточка, у них – кружочек и т. д.

А пафос один и тот же.

К примеру, к статье о недовольстве нашего министра иностранных дел Лаврова поздним предупреждением – за четыре минуты до – об американских бомбардировках Сирии подавляющее большинство комментаторов высказалось в том духе, что «негодяя Путина» вообще предупреждать не следовало, обрыбится, ибо в той стране он присутствует незаконно, а мы – законно, это ведь каждому вменяемому и честному человеку известно…

Кстати, именно от иностранных граждан я узнал страшную тайну, что, оказывается, глава государства российского, чудовищный, разумеется, тиран, на самом деле с женой Людмилой не разводился, а держит ее в тайном глубочайшем подземелье, и, конечно же, на наркотиках. Это также каждому честному человеку известно…

Все вышеприведенное является иллюстрацией того пошлого факта, что возможности пропаганды огромны.

Если по нескольку раз в день на протяжении многих лет утверждать посредством СМИ, что бурундук – птичка, в итоге он и станет птичкой, что опять же очевидно для каждого свободомыслящего просвещенного индивида, в том числе правильного зоолога и орнитолога.

Сказала же загадочная женщина Псаки, что Россия стремительно и нагло приближается к границам НАТО – значит, так оно и есть, только дураки и засланные могут с этим спорить.

Но у всякой пропаганды, сколь угодно умелой и технологичной, есть один важный противник – а именно личный опыт людей. И не просто людей, а миллионов людей.

Америка по части пропаганды находится в самом выгодном положении, поскольку она от всех далеко. Это страна-материк, имеющая уникальную возможность держать свой коллективный мозг в пространстве непрекращающейся сказки.

Граница с миром иной культуры – только одна, мексиканская, к тому же огражденная стеной и удвоенными нарядами тамошних карацуп с джульбарсами.  Другая граница – с Канадой – и границей-то вовсе не считается.

В Европе, тем более в России, лично бывали только избранные.

К тому же массовое образование дает чахлую картину мира. К примеру, недавний американский фильм про нас «Последние цари» начинается картинкой Красной площади с Мавзолеем, на которой появляется титр «Москва. 1905 год». И – ничего, никаких шуток, подначек, издевательств над авторами.

Другое дело – Старый Свет, и особенно Россия. Там все иноверное, инакомыслящее друг у друга на головах сидит. А кроме того, наличествуют родственники, друзья, совершаются путешествия.

Если представить себе нечто невероятное – упаси Бог, – что российская пропаганда вдруг захочет уверить меня как частичку массы, что Крым был аннексирован, то вряд ли у нее что-то получится. Потому что, бывая там с середины нулевых, видел тихую, но стойкую и почти повсеместную ненависть ко всей украинской государственности. За малость вроде «сидайте, будь ласка» можно было по морде получить.

Поэтому меня итоги крымского референдума, где за возвращение в Россию проголосовало 95 процентов – результат, близкий к советскому нормативу голосования «за блок коммунистов и беспартийных», – не удивляют абсолютно.

Хотя и отмечал впоследствии срывы: в севастопольском ларьке на площади Захарова, специализирующемся на изготовлении беляшей и чебуреков,  сказали, что «при Украине цены были ниже», а хозяин гостиницы, который вез меня от Евпатории до Симферополя, вообще закатил пламенную речь о том, что «москвичи понаехали и все захватили»…

Но обывательское настроение таково всегда и везде. В Красноярске в том числе. Мой евпаторийский друг Ткаченко говорит, что надо оценивать ситуацию не по мерке «хуже – лучше», а «дома – не дома».

Дома даже если и хуже – все равно лучше. Тем более что в реальности про «хуже» говорить не приходится…

Это лишь малая часть того, что пропаганда может совпадать с реальностью. Именно потому возможности нашей пропаганды ограничены.

Они – там, за океаном, – могут делать из нас чудовищ, а мы из них – далеко не всегда. Приходится мириться с чрезмерно грамотным, чтоб его, населением, лично знающим, что к чему.

Впрочем, есть круг, который ни присутствие в Сирии по просьбе тамошнего правительства, ни возвращение Крыма, ни прочее не примет за истину, подтвержденную очевидностями. Там вообще царит сплошная сказка про отравление нами блогера и вообще всех людей на свете. Но это значит лишь то, что они живут за двумя океанами от нас.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать