Кто кого передерзит

В Париже покончила с собой 31-летняя Оксана Шачко. Имя это большинству читателей ничего не скажет, если не пояснить – женщина была одной из основательниц движения «Фемен». Наверняка многие помнят барышень, устраивавших в полуголом виде всевозможные бесчинства, которые назывались «акциями», т. е. имели под собой некий идеологический подтекст.

 

Сообщают, что у Шачко это была уже третья попытка суицида. Она написала прощальную записку, адресованную парижской богеме. Содержание сводится к трем словам «все вы фейк» – то есть ложь, нечто не существующее. Что и кого она конкретно имела ввиду, пока не ясно, да, впрочем, и когда станет ясно – будет уже не важно. В Википедии «Фемен» посвящена длинная статья, которую можно и не читать, поскольку суть движения сводится к одному – к целенаправленным упражнениям в кощунстве. Под кощунством следует понимать не столько их выходки в присутствии больших и очень больших политиков (хотя и здесь все делалось ради «пощечины общественному вкусу» и, разумеется, общественному порядку), сколько прямое кощунство – издевательство над святынями. Собственно, с них все и начиналось – с голых плясок у алтарей собора Парижской Богоматери и Кельнского собора, с пиления бензопилой креста в Киеве, имевшего продолжение уже в России в виде целой серии похожих актов пять лет назад.

Человек может воплотить в себе бесовскую суть, если сознательно посвящает этому свою жизнь. А как показывает жизненный опыт – занятие это опасное, подчас смертельно опасное.

Достоевский в «Дневнике писателя» рассказывает случай – в один монастырь, на карачках и в слезах, приполз молодой деревенский парень, поспоривший с приятелем «кто бОльшую дерзость учинит». Парень вынес из храма Святые Дары за щекой, выплюнул и собирался выстрелить в них из ружья, но в последний момент его охватил такой ужас, что он сейчас совершит то, что не простится никогда – ведь он, крещеный человек, в Христа стреляет. Парень бросил ружье, завыл и пополз с того же места каяться. Что там дальше было, Достоевский не знал, но наверняка можно сказать только одно – этот нахлынувший ужас парня и спас.

Когда мы видим, что спор «кто бОльшую дерзость учинит» перерастает не то что в развлечение, а в профессию, то никакой ужас тут уже не спасает. Не факт, конечно, что кощунство влечет такое же наказание при жизни, как в случае нарушения УК, – говорят, такими же поступками, как у того парня, хвастались в молодости Бухарин и Есенин – кощунники, бывает, очень долго живут. Но это игра с вечной смертью, и во всяком случае бесследно она не проходит. Сейчас, когда в цивилизованном мире такого рода действия числятся всего лишь частной точкой зрения, которую надо уважать, как и все прочие. Скачет голая баба у алтаря – все вопросы исключительно к административному, в редких случаях к уголовному кодексу. Поэтому тот спор двух русских мужиков уже не кажется чем-то диковинным. Кто кого переплюнет в дерзости – хотя бы на словах – стало стабильным занятием целого ряда людей, которые таким образом поддерживают внимание к себе. Дня не проходит, чтобы не появлялся какой-нибудь архаровец с высказываниями, что ему нравится убивать на войне, или люди, сознательно уродующие свое тело, опять же с присовокуплением «идейных» высказываний. Знаете, наверное, того юного дурачка «руки-базуки», который пытался рассуждать о текущем моменте, но словарный запас от природы настолько мал, что ничего внятного и получиться не могло, – тем не менее, об этом все говорили. Так же как про артиста Пашинина, о не к ночи будь помянутой Божене Рынской, о записном кощуннике Невзорове.

Мы знаем о существовании этих людей благодаря исключительно их дерзостям, к которым они относятся с холодностью профессионалов, и даже устраивают по этой части что-то вроде соцсоревнования. «Фемен» был всего-навсего крайним выражением этого явления, подчеркивавшем одновременно то многоплановое безумие, охватившее соседнюю страну и захватывающему нашу.

«Неверие в диавола есть французская мысль, есть легкая мысль», – писал Достоевский, но эта мысль уже приобрела правовой характер. Он теперь не только равноправная часть многообразного мира, но даже привилегированная – два года назад ему устроили великую мистерию при открытии тоннеля в швейцарских Альпах, на которой присутствовали главы крупнейших стран Европы – Германии, Франции, Италии (посмотрите в Сети, если есть желание), и сидели-смотрели, как зайчики, никто и вякнуть не посмел… Между тем, дьявол – верят в него или нет – только посмеивается над глупенькими мальчиками и девочками, над вьюношами и мадемуазелями, и даже над старцами. Вот они и сигают время от времени из окон, травятся, вешаются, стреляются, им сочиняют пронзительные эпитафии, и такую же уже сочиняют Оксане Шачко. Хотя суть вроде бы ясна – бесы зовут к себе своих.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать