Шли недавно с сыном домой через наше спальное гетто, где жилые бетонные коробки стоят впритык (спасибо вам, архитекторы!). Прошли мимо десятка многоэтажек и по дороге ради интереса считали, сколько встретится нам в этих домах пивных и так называемых детских развивающих центров. Все эти «почемучки», «ладушки», «знайки»…
По итогам десяти домов счет оказался 5:5. Ничья. На один «развивающий центр» приходится одна пивточка. Баланс соблюден. Когда дети разовьются и станут взрослыми, им будет куда зайти после работы, чтобы продолжить свое развитие.
Я читал на ходу рекламные баннеры этих центров. Чего здесь только не предлагалось!
Рисование на песке. Тестопластика. Квиллинг. Раннее комплексное развитие детей от 1,5 до 3 лет. Оно включает в себя «развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма), разговорной речи, двигательных навыков, координации и моторики, коммуникативных навыков, внимания и памяти, мелкой моторики рук…». Обогащение сенсорного опыта. И вишенка на торте – навыки самостоятельности.
Ага. Станешь тут самостоятельным, когда тебе без «комплексного развития» шагу не дают ступить. Интересно, а есть уже курсы по правильному пережевыванию и глотанию манной каши для детей до года? Нет? Дарю идею. Народ пойдет и младенцев своих потащит. Главное – внушить потребителю, что это модно и необходимо. МММ уже нет, но аудитория-то никуда не делась.
Все эти незаменимые занятия стоят от 300 до 500 рублей в час. И ведь платят!
Я всегда уважал предприимчивых людей, которые умеют делать деньги из воздуха. Они их берут за то, что в моем детстве делалось бесплатно, в семье.
– Не понял, а что в этом плохого, если родители развивают своих детей? – спросил мой сын.
– Ничего. Но для этого необязательно тащить годовалого ребенка в какой-то центр. И там сидеть час, ожидая, пока чужая тетя сделает за тебя то, что ты, мать, должна и можешь сделать сама. Спеть ребенку колыбельную, прочитать сказку. Поиграть с ним в «ладушки» и «сороку-ворону», показать «идет коза рогатая». Включить детские песенки и вместе потанцевать. Порисовать, слепить что-нибудь из пластилина… Покидать мячик и поиграть в кубики. Вот тебе и «коммуникативные навыки», и «развитие моторики».
– Это у вас в детстве так было?
– А как по-другому? Меня всему этому обучали мама, папа и бабушка. Особенно бабушка. Она была у меня мировая. Умела все: печи класть, делать сыр, стричь овец. Сама пряла и красила шерсть, потом ткала из нее ковры. Зимой в одной из комнат деревенского дома стоял ткацкий станок. Я ползал под ним, собирал обрывки цветных ниток, и бабушка показывала мне, как из них вязать всякие фигурки. А когда пекла хлеб, давала мне кусок теста, и я занимался «тестопластикой» – лепил булочки и всяких зверюшек, которые бабушка отправляла в печь вместе с хлебами. Или кусок глины даст – я из нее леплю всякое.
– А рисование на песке?
– Ну, песка было сколько угодно. На берегу лимана. Сидишь себе и рисуешь палочкой на мокром песке. Бесплатно.
– Хорошо тебе было, ты в деревне жил. Но дети же в городе живут. Где у них ткацкие станки и куски глины? А родителям с ними заниматься некогда, они работают, – рассудительно заметил мой 13-летний сын.
– Да-да, – согласился я. – Бег по кругу. Родителям некогда заниматься с детьми – лепить, рисовать, играть с ними в футбол. Потому что надо зарабатывать деньги. Чтобы заплатить за лепку, рисование и тренировки по футболу…
Что такое квиллинг? Я узнал. Это конструирование всяких фигурок из скрученных полосок бумаги. Сами не справитесь ни за что! Сложнейшее искусство. Технология засекречена. Так что доставайте денежки – и вперед.