Меню Поиск
USD: 72.56 +0.12
EUR: 85.46+0.09

Летают все!

Автор: Александр Григоренко

Уходящую неделю все же стоит надолго запомнить, поскольку это был обвал. В хорошем смысле обвал, в очень хорошем…

В понедельник стартовала тяжелая ракета «Ангара-А5», о необходимости которой так долго говорили все, кто связан с космической отраслью. Шесть лет ракета была объектом всяческих переживаний и даже ругани, поскольку проект этот, дающий нашей стране особые возможности в освоении околоземных пространств, рисковал попасть в разряд «долгостроев»,  – и вот она полетела, и все у нее получилось.

Во вторник совершил первый полет среднемагистральный лайнер  МС-21, оснащенный отечественными двигателями ПД-14. Тот же самолет с американскими моторами уже полетел, но специалисты едины в том, что нынешняя премьера – настоящий прорыв, по словам гендиректора Ростеха Сергея Чемезова, возвращающий Россию в высшую лигу гражданской авиации.

Человек, несведущий  в авиации, полагает, что двигатель – это приложение к самолету, а на самом деле наоборот. Сконструировать и наладить производство собственного двигателя задача куда более сложная, чем придумать фюзеляж, крылья и прочее, потому авиадвигатели для гражданских самолетов делают всего несколько стран в мире, и мы в том числе.

В среду впервые поднялся в воздух турбовинтовой Ил-114-300, призванный заменить в ближайшем будущем парк «аннушек», отработавших честно, надежно, но устаревших морально и физически.

Новый Ил, на первый взгляд, не такой уж новый – его разработали еще в конце 80-х годов и даже начали строить в начале 90-х на Ташкентском авиазаводе имени Чкалова, но вскоре производство сошло на нет, и, думаю, не надо объяснять почему.

Однако в отличие от страны проект все же удалось спасти – прежде всего тем, что его вывезли в Россию, основательно доработали, подверстали под требования современности и пустили в жизнь. Ташкентский же авиационный завод переименовался в механический и уже 20 лет собирает тележки для супермаркетов и прочие вещи, крайне необходимые в быту. Таковы итоги постсоветских независимостей: кому тележки, кому самолет…

Я не специалист, потому не рискую предполагать, сколько во всех этих замечательных изделиях нашей «начинки», а сколько импортной – открытой информации на эту тему нет, но все же есть догадка, что все основное в них – наше.

По нынешним временам делать иначе просто смысла нет. Да и реальных возможностей. И не только потому, что перед глазами далеко не бравурная история с «Суперджетом», который, по сложившемуся убеждению эксплуатантов, летает не хуже, чем аналогичные «боинги» и «арбузы», но как на ремонт встанет – хоть караул кричи, ибо нутро его процентов на 80 импортное.

Каждый винтик-шпунтик нужно неделями, а то и месяцами ждать от разбросанных по миру производителей, причем преимущественно из тех стран, где Россию очень не любят. Запретили же американцы продавать нам композитные материалы для авиации, а могут вообще все запретить…

Материалы эти мы начали сами делать – из них новые самолеты и построены, и вообще есть ощущение, что в этой области правильной дорогой идем, товарищи. А идем к некоему подобию натурального хозяйства, при котором кружева могут быть и заморскими, но основное – картошка, сало, хлеб, молоко, соль, спички, дрова, лошади, телеги и пр. – должно быть только свое.

В натуральном хозяйстве нынешнего века это научные школы и промышленность, способные, как Левша с коллегами, запереться в избе и выдать работу любой степени тонкости, даже не выглядывая на улицу.

Возможно, это фантазии дилетанта, но хочется надеяться на такое хотя бы потому, что на всемирную кооперацию надежды никакой. Даже с вассалами и союзниками, потому что нет у нас ни вассалов, ни союзников.

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения




Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!