Когда заговорили о третьей ковидной волне (или о чем-то похожем на нее) и в столицах начали вводить карантинные ограничения, обнаружилось одно занимательное обстоятельство.
Неоспоримый – даже для открытых недоброжелателей – факт: Россия первой создала вакцины от коронавируса, которые, кроме того, считаются самыми эффективными среди прочих – не зафиксировано никаких тяжелых побочных действий, тем более летальных случаев, ни у нас, ни за рубежом. (Если бы нечто подобное имело место – триумфально раструбили бы по всему миру, мимо таких радостей не проходят). Более того, вакцин произведено и производится столько, что можно без особых проблем привить всех россиян, не имеющих противопоказаний, и еще на заграницы хватит.
Вместе с тем именно Россия занимает одно из последних мест в мире по доле вакцинированного населения – а именно 81-е. Такая цифра прозвучала в ходе круглого стола «Выход из пандемии. Станет ли вакцинация решением?».
Данные месячной давности выглядят еще красноречивее. Цитирую статистику, которую приводит РБК: «В число лидеров по доле населения, получившего хотя бы одну дозу вакцины, входят Израиль (60%), Великобритания (55,1%) и США (48,2%). В России первый компонент вакцины получили 9,5% от всего населения страны. При определении лидеров здесь не были учтены Китай (он на первом месте по примененным дозам) и ОАЭ, так как эти страны не дают разбивку по числу».
Как отметила Екатерина Соколова, руководитель Департамента стратегических исследований и прогнозирования, при нынешних темпах вакцинирования – 141 тысяча человек в день – потребуется более года, чтобы привить хотя бы половину населения страны.
Среди основных причин сего явления – одновременно парадоксального и постыдного – специалисты называют:
- а) расслабленное отношение населения к пандемии при отсутствии внятной пропаганды, объясняющей необходимость вакцинации;
- б) чрезмерно либеральная политика государства в этом вопросе, при том, что почти все, опередившие нас, на полную катушку используют пряник и кнут с преобладанием последнего;
- в) граждане формируют свои представления о вакцинации на основе соцсетей и прочих интернет-помоек.
Третий фактор представляется наиболее действенным, поскольку он формирует представления не только о вакцинации, но и о множестве прочих вещей – истории, политике, искусстве, кулинарии, медицине и т.д. – и в целом существует за счет принципа «плевка общественному вкусу» и опровержения всего устоявшегося, тем более – официального. Попросту говоря, казенные статьи о триумфальном шествии «Спутника-V» по стране и ее окрестностям, сердце не цепляет, а вот пост какой-нибудь Ляли М о том, что у ее подруги соседка привилась, умерла на пороге поликлиники, и потому никому не верьте – цепляет. В вульгарном представлении, правда для того и существует, чтобы ее прятать от народа.
Называют среди причин нашего отставания так же недоверие к системе здравоохранения (и вообще-то есть основания), но это частный случай тотального недоверия ко всему вообще, которое граждане воспитывают сами у себя под руководством многочисленных СМИ и интернет-флагманов.
Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, упорных антипрививочников 22 процента – вроде не так уж много – и половина из них убеждена, что у вакцины есть сильнейшее побочное действие, знание о котором почерпнуто не из личного, конечно же, опыта, а из «самых достоверных источников», в которых есть то, чего в официозе нет и не будет никогда. (Другая половина, надо полагать, состоит из тех, кто вообще живет «всегда наперекор» и т. д.).
Между тем, эксперты приходят к выводу, что ничего специфически российского в нашем отставании нет – просто-напросто исчерпан потенциал добровольной вакцинации. «Взгляд» приводит мнение одного из руководителей Экспертного института социальных исследований Глеба Кузнецова.
— В Европе, которую мы часто себе приводим в пример, вся вакцинационная кампания, которая якобы идет там добровольно, на самом деле построена на тех или иных формах принуждения. В Германии в магазинах не обслуживают без сертификата о прививке или свежего ПЦР-теста. Тот же подход можно отметить и за пределами Европы – в Бразилии гражданин без прививки не сможет получить пособия, а Израиль и вовсе провел принудительную вакцинацию, – отметил Кузнецов».
Как выразился недавно некий блогер, «странности лечатся диктатурой» – и это, на мой взгляд, верная мысль. Диктатурой, разумеется, не тотальной, а применяемой на данном участке бытия. Государство – в том числе инструмент принуждения, этого никто не отменял. Так же, кстати, как и отдельные предприятия, где вакцинируются уже не добровольно, но в порядке производственной дисциплины. И никаких бунтов что-то не видно. Зарплату получать всем хочется…
Что же касается, скажем так, общероссийского реноме, то оно, не ровен час, окажется под той же угрозой, что и коллективное здоровье населения – если кривая заболеваемости устремится в потолок, все недавние фанфары о победе в мировой «гонке вакцин» (повторю – действительно нами одержанной), обратятся в насмешку. Желающих посмеяться – полно и даже больше. И не надо готовить никаких секретных операций по «дискредитации» препарата, в создании которого участвовали огромные таланты при поддержке огромных денег…