Рособрнадзор недавно учителей аттестовал, читали? В аттестации приняли участие 22 тысячи российских школьных педагогов в 67 субъектах Федерации. В итоге выяснилось, что не все учителя компетентные профессионалы. Сенсационное открытие. Без аттестации мы этого не знали.
Самыми непрофессиональными, согласно результатам испытаний, оказались учителя математики. Каждый второй из них не прошел проверку на полигр… на знание своего предмета.
Вообще-то мне про уровень профессионализма школьных учителей не надо ничего рассказывать, я как папа школьника его каждый день на своей шкуре ощущаю. Разные есть педагоги. Встречаются и откровенно слабые, как в любой профессии. Но хороших специалистов все же больше. Во всяком случае, в нашей школе это так.
Новость про аттестацию выеденного яйца не стоит, я бы ее и не заметил. Если б не моя знакомая, преподаватель математики в университете, кандидат наук. Утверждение, что половина учителей-математиков – двоечники, ее зацепило. Она плотно общается со своими коллегами, хорошо представляет реальный уровень их профессиональной подготовки и считает, что результаты подобных «тестирований» – липа.
Вот что она говорит:
– Не знаю, какие именно тесты использовал Роскомнадзор, но я поискала, нашла в Интернете стандартные государственные аттестационные задания, взяла тест для учителей математики. Что касается задач, которые там предлагается решить, то они несложные, я не допускаю мысли, чтобы любой школьный учитель математики с ними не справился. Но кроме них там еще много вопросов бюрократической схоластики. Не имеющих прямого отношения к предмету.
Я тоже посмотрел эти тесты. Действительно, задачи несложные, из школьной программы: «масса взрослого бегемота», «биссектриса треугольника», «график дифференцируемой функции»… Для выпускника матфака – семечки.
Но и той самой схоластики, о которой говорит преподаватель, тоже хватает. Учителей заставляют, например, ответить на такой вопрос: «Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося… бла-бла-бла… относится к: 1) цели Концепции развития математического образования в РФ…; 2) задачам Концепции…; 3) разделу Концепции…» Таких вопросов там добрый десяток, не буду все цитировать – бюрократия, словоблудие и скука:
модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях с обеспечением их преемственности… предметные, метапредметные и личностные результаты…
Учителя-предметника, и без того перегруженного (проверка тетрадей, подготовка к урокам, классное руководство, отчеты, внеклассная работа), заставляют знать назубок бюрократические инструкции. Которые, я подозреваю, в массовых количествах составляют чиновники от образования и рассылают по школам, чтобы как-то оправдать свое существование. Не на них ли прокололась половина учителей математики?
Нет, проверять время от времени профпригодность специалистов надо, кто бы спорил. Но почему у нас регулярно аттестуют только врачей, учителей, полицейских? Кого еще? Нефтяников, летчиков, машинистов… А надо бы всех! Поголовно. Нашего брата-журналиста в том числе. Слушаешь иного «коллегу» по радио – он мало того что половину букв не выговаривает, так еще и в падежах путается. Говорит: «двести пятьдесят пятью рублями…»
Или депутаты некоторые. Такую пургу несут и такие идиотские законопроекты выдвигают, что хочется взять его за шкирку и отвести на аттестацию к психиатру. А в Красноярске недавно потолок на людей упал, чудом никого не покалечило. Кто аттестовал этих так называемых строителей? Да я много бы кого проверил, будь моя воля.
А то нашли крайних – учителей…