Все-таки трудно, очень трудно человеку, особенно известному, поменять жизненное амплуа… Замечательная актриса Екатерина Васильева, принявшая иноческий постриг и именуемая теперь матушкой Василисой, возбудила общественность информационным вбросом, предложив отправить интеллигенцию в шахты.
В шахты. Интеллигенцию – в шахты. Это самое тяжелое, что есть. Простите меня, интеллигенция. Но сколько же зла, сколько зла принесла так называемая интеллигенция, неверующая, гордая. Чем талантливее, тем более опасная. Сколько народа она совратила с пути истинного. Интеллигенция культурная – растлители. Растлители людей, растлители молодежи…
Это очень сложная тема. Вот есть Бог, а есть интеллигенция. Бог говорит: «Вот так надо», интеллигенция: «Нет, надо вот так». Это сродни сатанинскому началу. А мы говорим: «Нет, мы лучше знаем, мы тоже творцы, мы тоже умные, мы любим людей, мы хотим блага, мы хотим…» В общем, весь набор сатанинского «кодекса чести», вот он весь – в книжках, фильмах, спектаклях, в театрах… Могу себе представить, что сейчас скажет интеллигенция в мой адрес, но мне совершенно все равно.
И еще матушка сказала, что писателям незачем книжки писать, коль они не о Боге, и если бы стала президентом, то двинула бы Россию в XV век, превратив ее в «монастырь во вселенском масштабе».
Отмечу, что откровения эти ушли в мир с YouTube-шоу протоиерея Дмитрия Рощина, который матушке приходится родным сыном.
Разумеется, общественность мимо пройти не смогла, принялась обсуждать и спорить – прежде всего о том, стоит ли действительно отправлять интеллигенцию в шахты, и в самом ли деле она такая плохая.
Певец Лоза, сказал, что не стоит, есть и хорошая интеллигенция, она придумала «таблицу Менделеева и написала «Я помню чудное мгновенье».
А музыкальный критик Соседов высказался в том духе, что вроде как стоит, но опять же не всех, а только «похабель». Что творится в комментариях, можно представить, даже не читая оные, – там такого рода манифестации, что «девка, брошенная в полк», неизменно вызывают ажиотаж и злую веселость.
Но почему-то осталась почти незамеченной одна простая очевидность – что сказано все это человеком, отрекшимся от мира через пострижение, давшим обеты нестяжания, девства, послушания и, в общем-то, не имеющим никаких родственников, кроме Бога.
Такому человеку из монастырских стен выходить надобно только при особых обстоятельствах и при особом разрешении, молчать, молиться и трудиться, как и обещал, а не делать заявлений в студии, пусть даже у протоиерея и сына.
Какая интеллигенция у нас – для тебя уже вопрос шестнадцатый, потому что она осталась там, за монастырской стеной. Хочешь, как прежде, будоражить умы – оставайся в миру и будоражь на здоровье. В противном случае ты по гамбургскому счету тот же человек, что и прежде, только в специфическом одеянии. А вот исчезнуть с внецерковной карты мира было бы поступком, поскольку это – по-настоящему.
Быть настоящим – и не только в делах веры, а и во всех прочих – это дефицит всех эпох, а в новейшие времена особенно. Еще Ницше презирал коллег-философов за то, что они не живут в соответствии со своими философиями, думают одно, делают другое.
Сам-то он был в известном смысле очень даже настоящим, жизнь прожил по своему же учению – провозгласил «смерть» Бога, был человеком искренне тяжким для всех, кто рядом, и «честно» рехнулся, прожив последние десять лет клиническим идиотом.
Но были и есть другие настоящие, чья благодатная цельность удивляет окружающих – кстати, как прочие коллеги актрисы Васильевой, пошедшие по тому же пути…
Правда, большинство таких натур остается в молве, в личной памяти, а не в широкой известности. Последнее, именуемое ныне успехом, радикальный враг настоящего. Чем выше одно, тем труднее другое.
Для интеллигенции (тем более творческой), заклейменной матушкой Василисой, это вообще беда тяжкая и давняя.
Какой Салтыков-Щедрин настоящий – тот, который клеймил мерзости царской России или который служил царским чиновником не последнего ранга?
И какой Некрасов настоящий – певец народного горя или богатейший издатель и член тайного общества гурманов Санкт-Петербурга?
Публика уже настолько привыкла к такого рода дилеммам, что предпочитает плевать на них, выбирая что-то одно – по индивидуальному вкусу. Потому и не морщится особо, когда владельцы особняков и яхт «топят за народ», рвут манишки «за страну», мечут молнии в «загнивающий Запад», распределив отпрысков по гарвардам-оксфордам… Настоящие – явление редкое и тайное.
А в идее отправить интеллигентов в шахты кое-какой положительный смысл есть – шахтеры зарабатывают больше, особенно где-нибудь в Заполярье.