Фильм «Движение вверх» второй месяц бьет рекорды по сборам, пока уступая только пятилетней давности картинам – американскому «Аватару» и нашему «Дневному дозору», а по количеству зрителей уверенно держит первое место – сейчас их 11 миллионов, и цифра растет.
В быстротекущей жизни современного кинематографа лидировать целых пять недель – это триумф. Выше – только «народное кино», которое смотрят десятилетиями. Не знаю, войдет ли «Движение вверх» в этот бессмертный разряд, но есть бесспорное попадание в «десятку». Попросту говоря, это та самая история, которую ждало абсолютное большинство российских зрителей, к тому же мастерски исполненная. Есть еще один момент. Фильм о том, как сборная СССР по баскетболу в финале мюнхенской Олимпиады-72 совершила невозможное – обыграла непобедимых американцев, причем вырвала победу в последние три секунды, – вышел на экраны в канун нынешних Игр, превратившихся для нас в сплошную полосу унижения. Если зрительский интерес можно просчитать, и технически качественное кино в России, слава богу, научились делать, то вот это третье – совпадение с моментом – вряд ли можно было спрогнозировать. Производство таких картин занимает не один год, поэтому «Движение вверх» не могло быть задумано как наш ответ на пакости мировых спортивных чиновников. Это, как говорится, «само получилось». Но эффект налицо – зритель совмещает (может быть, и неосознанно) киношную историю с реальностью, в которой антагонист изобретателен, но мелочен и подл, а герою необходимо прежде всего победить неверие в себя. В кино он побеждает, отчего появляется надежда, что и в действительности победит.
Однако «само» ничего и никогда не возникает. В последние четыре года, когда нас обложили по всем статьям, не только спортивным, стало очевидным массовое стремление увидеть Героя – причем не номинального, выверенного и одобренного чиновниками, а реального, к тому же грешного, живого, но преодолевающего себя и поэтому побеждающего. Антон Мегердичев, режиссер «Движения вверх», сказал в интервью: «Наше послание в том, что побеждать – это хорошо. Я хотел, чтобы фильм побуждал в зрителях желание действовать, жить».
Вообще, сама потребность в такого рода историях и в такого рода Герое – показатель выхода из депрессии, которая проявляется как раз ослаблением или вовсе отсутствием желания. Данила Багров – культовый герой 90-х, почти былинный персонаж, защищает обиженных и тем самым дает надежду на то, что кто-то такой же сильный тебя спасет в этом предельно злом мире, где ничего исправить невозможно. После него явился коллективный персонаж-чудовище, запечатленный в «сволочах», «дураках», «майорах», «левиафанах» и пр., отнимающий вообще само желание дышать. Можно лишь удивляться, что этот депрессивный пик пришелся на самые сыто-спокойные нулевые и начало десятых, когда все нам еще благоволили и закрома распухали. Несмотря на мировую потребность в такого рода героях и историях, в России они сошли на нет, их ласкают на фестивалях, но дома они уже давно обитают в своем гетто. Ни один вменяемый продюсер за такое кино не возьмется, а кто брался – проваливался, как с «Кроткой» и «Нелюбовью». Потому что на смену ему приходит совсем иной герой, созданный, с одной стороны, по канонам христианского подвижничества – «отвергнись себя»; с другой – это вполне реальный человек, участник подлинной героической истории. Прокатный успех «Времени первых», «Движения вверх» и «Салюта-7» говорит о том, что народ пошел к такому герою. Он ждал его.
Подлинные героические истории экранизировали и раньше, но особым успехом они не пользовались – то ли время их не пришло, то ли сделаны они были на уровне «патриотической» пошлятины из Интернета – мужик в проруби ест мороженое, внизу подпись «Этот народ не победить». Если помнить, что основной кинозритель – человек от 16 до 35 лет, то желание «действовать и жить» обусловлено его возрастными особенностями, ему просто нужен убедительный ориентир для жизни и действия. Новый Герой его дает. Новый Герой говорит: победа – награда за самоотдачу, за «отвергнись себя», и поэтому не имеет особого значения количество окруживших тебя врагов. Если это было доказано в прошлом, сравнительно недавнем, то будет и сейчас.