Одноногие куры уже идут к нам

Когда курс литра молока опустился до 950 мл, мы промолчали. Когда литр стал «весить» 920 мл, мы и это стерпели. А когда производители цинично унизили его до 850 мл, а 100-граммовые шоколадки — до 85 граммов, защитить пиво было уже некому. Пол-литровую бутылку самого народного напитка нагло секвестировали до 450, а банку – до 430 миллилитров.

Незыблемые и честные советские единицы веса и объема – килограмм и полкило, литр и пол-литра – ушли в историю. Производители их убили. Потому что покупатель мог легко считать и сравнивать. А он не должен этого делать. Его задача – расставаться с деньгами, не задумываясь.

Вчера я действительно увидел пакет молока объемом в 850 миллилитров, который с виду был как литровый. Однажды попалась упаковка яиц на 9 штук. И даже соль – соль пала жертвой подленького маркетинга! Причем давно. Еще пару лет назад в супермаркете, закинув, не глядя, пачку в корзину, обнаружил дома, что весит она уже 800 граммов. Был фраппирован.

Это же не просто соль полегчала: пала одна из последних национальных весовых скреп, ведь пачка соли всю жизнь была в народе эталоном килограмма. На святое замахнулись, можно сказать. Дальше – что? Пальчиковые батарейки на 1,4 вольта? 98 копеек в рубле? Одноногие куры?

Недавно «Коммерсант» опубликовал статью о том, как «измельчала» еда. Производители называют это «оптимизацией упаковки». С медиков берут пример. Те давно уже придумали эвфемизм к выражению «склеить ласты». У них это зовется красиво: «летальный исход». А у этих значит оптимизация. Ну-ну.

Рост издержек и сохраняющаяся чувствительность потребителей к ценам вынуждают производителей продуктов уменьшать размер упаковки, сохраняя прежнюю стоимость товара. С учетом масштабов производства это позволяет сохранить рентабельность и не отпугнуть покупателей, — пишет «Коммерсант».

И приводит примеры похудения и измельчания. В статье фигурируют известные продуктовые бренды, но я их называть своими именами не буду, много чести.

Так, например, одна известная фирма ввела в ассортимент шоколад весом 82 г — раньше он весил 85 г. А объем банки растворимого кофе снизился у них с 95 г до 85 г. Другая — сократила объем питьевых йогуртов с 270 мг до 260 мг. Третья — стала выпускать макаронные изделия в пачках по 400 г вместо прежних 450.

Даже кошки пострадали. Корма для домашних животных появились в упаковке 75 г, там где раньше было 85.

У некоторых брендов печенья вес пачек снизился с 126 г до 112 г, сливочного масла — с 180 г до 150 г, хотя масло-то, казалось, уменьшать уже некуда, толщина пачки и так уже почти приблизилась к толщине смартфона. Сметана, которая и без того была жалких 315 г, стала 300.

И так далее. При  этом, вы сами видите, цена одной единицы товара не изменилась: 400-граммовая упаковка макарон стоит столько же, сколько прежде стоила 450-граммовая.
Журналисты спросили представителей нескольких пищевых компаний: для чего они это делают? С какой целью уменьшают вес упаковки? Кого и зачем пытаются обмануть?

Один известный производитель пива объяснил на голубом глазу, что это вынужденная мера, которая позволяет «сохранять ценовую доступность продукта в условиях роста издержек и ограниченности покупательской способности населения».
То есть это забота о нас, потребителях. Спасибо, благодетели.

А исполнительный директор одной из многочисленных в России ассоциаций производителей товаров без всякого стеснения поведал, что даже снижение веса одного наименования продукта на 5–10 г при больших масштабах может позволить «оптимизировать издержки». По его словам, для потребителей этот процесс может быть не очень заметен (Вот где собака зарыта! – С. Б.) и не вызывать отторжения, в отличие от повышения розничных цен, к чему у российских покупателей сохраняется высокая чувствительность.

Ну да, могут и побить.
Тонкие психологи. Тех же щей, да пожиже влей – глядишь, и прокатит.

Действительно, «не очень заметен». Не все покупатели, особенно пожилые, внимательно изучают пачку, чтобы узнать вес. С виду-то она такая же, как и раньше, чего на нее смотреть? А вес на ней, как правило, указан мелким шрифтом.

В двух  московских торговых сетях журналистам рассказали, что снижение объема упаковок не приводит к падению спроса – сколько раньше продавали продуктов, столько и сейчас продают.

Вдумайтесь в то, что они говорят. А говорят они следующее. И не краснеют. Да, мы немножечко вас обманываем, причем умышленно: цену товара повышаем, но прямо этого не заявляем. А прибегаем к уловкам. Фактически мы пытаемся незаметно залезть в ваш карман, чтобы компенсировать собственные издержки. Мы, буржуи, не можем терять в деньгах. Быть такого не должно – на то мы и буржуи. А вы, обыватели, для того и существуете, чтобы вас стричь. Разными способами. Вот, придумали еще один. И, заметьте, все по закону.

А по моему личному оценочному мнению, как говорят в судах, все эти игры с весом упаковки – подлость и мошенничество. Как называют тех, кто обманывает собственный народ, я знаю, но не скажу, потому что цензурных слов нет. Есть только на букву «п», «д», и даже «х».

То, о чем говорится в этой заметке, должно стать фронтом работы для законодателей. Госдума, вы слышите? В России давно назрел закон, который обязывал бы продавцов указывать цену за 1 килограмм, литр, или за 100 г продукта, в зависимости от того, что это за продукт. Крупным шрифтом, красными буквами на ценнике. И пусть потом производители фасуют свою гречку хоть по 437, а шоколад – по 79 граммов, цена за килограмм или за 100 граммов поможет покупателю сориентироваться, какой из товаров на полке дешевле.

А пока приходится доставать в магазине калькулятор, чтобы прийти к выводу: гречка в 600-граммовой пачке стоимостью 57,75 дороже, чем она же, но в 800-граммовой – за 70 рублей.

Да, я привык считать свои деньги. А вы – нет?

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать