Школьные лестницы и коридоры, залитые кровью. Трясущиеся от страха дети. Эксперты-криминалисты в учебных классах. Лица главных виновников на фото из соцсетей – вполне обычные, без печати вырождения и садизма…
Шок. Сидишь перед монитором компьютера, смотришь подробности и сжимаешь кулаки в бессильной злобе: хочется немедленно вскочить, куда-то бежать, что-то делать. Знать бы только, где та кнопка, нажав на которую можно остановить мутную, тупую волну насилия – в школах, в подростковой среде. Хотя вроде пора и привыкнуть: сообщения на эту тему появляются в новостных лентах с регулярностью, которая уже не шокирует. Там толпой избили одноклассника, там учительницу унизили, там мать убила обидчика своего ребенка…
Мы в очередной раз вздыхаем и разводим руками: что поделаешь? Жизнь такая, дети стали жестокими…
Как будто только они.
Однако пермская резня – совсем уже из ряда вон. Очень наглый, вызывающий случай. Плевок в лицо всем, кто последние лет 20 так реформировал систему российского школьного образования, что на ней живого места не осталось. Реформировали-реформировали и наконец выформировали. Дети, посылающие педагогов на три буквы прямо на уроке, уголовная романтика и жизнь «по понятиям» после уроков. Наркота в карманах школьников – как конфеты. Нескончаемые эти садистские ролики, выкладываемые в Интернет с каким-то вызовом и бравадой: да плевать, лишь бы лайков побольше!
Теперь вот дожили и до учительницы с перерезанным горлом. Впрочем, она не первая. Пару лет назад в Москве учителя географии школьник убил из винтовки прямо на уроке.
Нет, было бы несправедливо винить в случившемся одну только школу и учителей. Пермская трагедия – последнее звено в длинной цепочке причинно-следственных связей.
И все же пару слов о школе – ведь это событие там произошло, не на улице. И никто не предотвратил. А звоночки были.
Формализм и бюрократия разъедают наше школьное образование, как ржавчина. Учителя и директора по самую макушку загружены планами, бумагами, отчетами… Вы знаете, сколько на них валится заданий, не относящихся непосредственно к учебному процессу, к воспитанию детей? Какие-то дурацкие конкурсы, акции, мероприятия, которые надо обязательно провести и отчитаться. Не проведешь – рейтинг снизят! А это зарплата.
Учителям некогда тетради проверять. Какой там – заглянуть в душу каждого ребенка, узнать, чем он интересуется, нет ли у него проблем с одноклассниками, в какие игры он играет, о чем пишет в соцсетях. Поговорить по душам с хулиганом, прийти к нему домой, попить чаю с родителями… Когда?! Если всем этим заниматься при существующей нагрузке, надо стать зомби – не спать, жить в школе, забыв о собственной семье и детях.
О школьных психологах и социальных педагогах тоже хочется говорить как о мертвых – либо хорошо, либо ничего. Знаем, сталкивались. На бумаге у них все красиво. На деле – чаще всего некомпетентность и беспомощность. Пермская трагедия – тому пример. Иначе бы не прохлопали. Такое впечатление, что у психологов своя жизнь, с умными тестами и анкетами, а у школьников – своя, параллельная. С разборками в туалетах, буллингом, рэперами – кумирами современных детей. Если б я, взрослый человек, послушал их с годик, то тоже бы, наверное, умом тронулся. Что говорить о несформировавшихся личностях?
Тут бы еще и о семье пару слов сказать как о самом важном звене упомянутой цепочки, да тема слишком необъятная. Хотя вы и сами все знаете. С чего наши дети будут добрыми и милосердными, если мы, взрослые, за кривое слово и неправильный маневр на дороге убить готовы? От осинки не родятся апельсинки…