Смотрел давний документальный сюжет о том, как ликвидировали одного из полевых командиров последней Кавказской войны.
Уходил он за кордон, по горам, по пояс в снегу, левая рука болталась на сухожилии, но при этом, уходя, убил троих наших, преследовавших его… Когда до границы оставалось совсем немного – обессилел, сел под дерево, отрезал то, что осталось от руки и умер.
Если кого-то интересует, кто настоящий враг Российской державы – то это он и был. Что бы он там не творил, пока его не прижали, но это тот самый враг, перед которым надо встать. Или – если не знаешь всей его подноготной – относиться к нему с абсолютной серьезностью. Это – еще раз повторю – Враг, именно так с большой буквы.
Но за десятилетия прошедшие после той – дай Бог, действительно последней – войны, стало очевидным, что образ врага, как и сам враг, катастрофически мельчают. И не надо говорить «к счастью», потому что это не делает врага менее опасным. Тысяча крыс равны одному льву. Или зубру. А может и сильнее обоих.
Когда в Белоруссии задержали того улыбчивого мальчонку и его в свободной юбочке девчонку, публиковавших в интернете адреса жен и детей тамошних полицейских и призывавших к «народным» репрессиям против них, политолог Михеев поехидничал – чего же они сразу записали видео, что все признают и сотрудничают со следствием, ну хоть бы разок сказали нечто вроде «пытайте, палачи, все равно ничего не выпытаете».
Хотя бы ради проформы, для придания бодрости соратникам в подполье. Но соратники, видно, такие же.
И у нас практически то же самое. Наловят какой-нибудь айфонной мелочи (в основном, кстати, девичьего пола) и они там, в глухих казематах размером с пионерлагерь, начинают песенки петь, танцульки танцевать, и вообще всячески демонстрировать, что им не страшен серый волк. Мизинец прижмешь каблуком – скажут то же, что и белорусские борцунята, так ведь даже мизинца не прижимают… Потому что нельзя (хочется продолжить «быть красивой такой»), закон запрещает.
Между тем, именно это нежное, мелкое по индивидуальности, но сильное в совокупности крысиное племя изменяет облик целых стран, да, в общем-то, и всего мира.
Прежде всего потому, что открылась возможность сеять вражду меж людьми, изменять сознание, подгрызать целые государства, не слезая с дивана. Мы ведь живем в мире, уткнувшемся в прямоугольные коробочки, заменившие нам дом, семью, родителей, детей, мировую культуру и даже Господа Бога, включая тех, кто Такового признает.
Мы переживаем о событиях, которые нас напрямую не касаются – нам привили такое переживание – и думаем о том, чтобы возникшие безобразия искоренить. Жизнь, вроде как сытая и спокойная, видится кошмаром.
Что делать? Ведь ты, умный (как сам считаешь) образованный человек, должен что-то переменить! Что-то сотворить, дабы не ощущать себя последним ублюдком. Это ж ведь ужас, воруют, давят, насилуют сознание!
И тут появляются крысы. И нашептывают тебе – точнее, напискивают – плюнь в мента. Не можешь выстрелить, так хотя бы плюнь. Или в жинку его, или в дочку его. Будешь человек, а не тварь дрожащая. Сразу поднимется самоощущение. Уж не говорим о тех, кто круче ментов…
Львы разрывают державы только в эпосах. И в истории пару раз. Державы подтачивают крысы. Те самые существа, которые кажутся безобидными по отдельности, но берут биологической массой. Как тот мальчонка с его девчонкой.