Побежденный плачет

Глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская предложила запретить законом публичные высказывания, приравнивающие действия советского руководства и солдат в годы Второй мировой войны к действиям нацистской Германии.

Аналогичный проект – только «с точностью до наоборот» – недавно прозвучал в польском сейме. А до того нечто подобное утвердил Европарламент. В Германии уже давно действуют нормативы, указывающие, как нельзя трактовать ВМВ.

Вообще, растущее число фактов того, что правильная (в кавычках и без) интерпретация истории контролируется законами и, соответственно, правоохранительными органами, говорит об уже утраченной возможности «точек соприкосновения», «диалога» и прочих благоглупостей, которые все еще произносят отдельные представители интеллигенции.

Когда не какой-нибудь диванный мыслитель, а премьер-министр Польши Моравецкий заявляет со страниц крупного американского журнала, что русские Варшаву не освобождали и – самое интересное – принесли 45 лет «советской оккупации, которая стоила миллионов жизней», возникает вопрос: а как с этим вообще можно спорить?

Особенно насчет «миллионов жизней», утраченных ПНР в эпоху фестивалей в Сопоте. И самое главное – кто ему запретит нести такое? Ответы – никак и никто. Во всяком случае, на его территории.

Не думаю, что это такая уж фантастика, но пройдет какое-то время, и в западных недрах родится идея, что Сталин напал на Германию, понастроил в Европе концлагерей, где истреблял евреев (да и, чего мелочиться, немцев тоже), но американцы, англичане с поляками и немножко французами его остановили.

Будет это тысячи раз пропечатано, проговорено в прессе, затем утверждено Европарламентом, и нам опять придется сражаться с «переписыванием истории».

При этом возмущение чужой неправдой сменится тягостным ощущением идиотизма, который тебя засасывает, как ты ни барахтайся. Разумному человеку вообще трудно в тысячный раз объяснять, что земля круглая, а не в форме чемодана.

По правде говоря, тягостное ощущение уже есть. Можно от него избавиться? Да. Один из способов – радикально изменить публичную риторику. Поучиться этому можно у древних римлян, которые не облекали войну в миролюбивые слова. Vae victis (горе побежденным) – их корневое представление о войне. В том числе и по отношению к себе самим (см. историю происхождения этих крылатых слов).

Победитель диктует правила, побежденный может рассчитывать только на милость. В новое время в том же духе скажет Бисмарк: «Побежденному победитель оставляет только глаза, чтобы было чем плакать».

Конечно, повторять это буквально и вообще строить из себя суровых викингов – пошлость. Но когда, к примеру, болгарское, польское и прочее начальство из вчерашних стран Варшавского договора заведет полюбившуюся песню о том, что русские их не освобождали, а вместо немецкой оккупации принесли советскую, надо каждому объяснять – негромко, но убедительно – да, дружок, принесли.

Ты ведь знаешь, что главными бенефициарами победы стали СССР и США, которые в Ялте и в Потсдаме поделили мир. Западная Европа попала в американскую сферу влияния, а восточная, и ты в том числе, – в нашу. Мы разместили на твоей территории военные базы и поставили нужную нам власть, которая по большому счету не могла вести собственную внешнюю, да и внутреннюю политику.

Американцы сделали практически то же самое. Можно ли назвать это оккупацией? Да, но с той лишь разницей, что под немцами вам было бы неизмеримо хуже, поскольку по их разнарядкам вы все расово неполноценные, а по нашим – очень даже полноценные.

Но когда вы начинаете вспоминать, как некомфортно себя чувствовали под Советами, то вспомните заодно, что к 26 миллионам наших жертв и вы руку приложили.

Румыния, ты терзала Одессу и Крым – получи Чаушеску и помалкивай.

Венгры зверствовали под Сталинградом и на Дону – получите Яноша Кадара и про то, что в 56-м ваше непослушание усмирили танками, лучше не вспоминайте.

Так же как и вы, товарищи чехи, и особенно словаки, не тычьте нам своей Пражской весной – кому со всей старательностью технику штамповали, помните?

Полякам, ненавидящим Ярузельского, надобно чаще вспоминать про Пилсудского, Мюнхен, Армию Крайову и погром в Кельце.

Так же как болгарам про своего царя Бориса… Немцы – особая тема: пусть радуются, что с ними не сделали того, что они с нами. На таком фоне Берлинская стена и Штази – лучшее, что вообще могло произойти.

Вы были не только наши союзники, вы побежденные – кто буквально, кто косвенно. По идее, вам – горе. Как горе было нам, когда мы провалили Польский поход и проиграли в «холодной войне». Надо попробовать так с ними поговорить – не ровен час, поможет.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать