Начну с конца, то есть с морали: если кто-то все еще думает, что властолюбцы, жадины и вообще пожизненные бяки могут договориться между собой, найти истину, которая, как принято считать, всегда посередине, тот жестоко ошибается.
Открываю утром интернет и вижу заголовок – «Филарет потребовал «искоренить ПЦУ». Поскольку тема раскола одна из главных мировых, вытащили ее наверх. И вот те на – еще не отгремели фанфары по поводу получения бумаги из Стамбула, которую называют «томосом», а этот бодрейший старичок уже требует искоренить…
Напомню, что незадолго до Нового года прошел на Украине «объединительный собор», на котором из двух фальшивых «церквей» была сделана одна, с неприличными аббревиатурами – ПЦУ и, простите, СЦУ – так она обозначена в «святейшей» бумаге. Михаила Антоновича Денисенко (его почему-то все еще называют отнятым у него монашеским именем Филарет), одного из главнейших зачинателей всего мероприятия, сделали почетным патриархом – по аналогии с Королем из «Обыкновенного чуда», который и почетный святой, и почетный великомученик, и почетный папа Римский. Он для вида побурчал и согласился на такое понижение. Управлять вместо него назначили некоего Епифания, совсем молоденького и полностью зависимого от Михаила Антоновича.
В крещеном мире не изгалялся над этим только ленивый, но все же серьезные люди не скрывали – дело хоть и нелепое на вид, но до крайности поганое, и новая структура (как сама по себе, так и те, кто за ней стоит) может натворить таких бед, что всем нам, включая сочувствующих и даже атеистов, мало не покажется…
А «искоренить» Михаил Антонович требует потому, что «томос», уже всеми облизанный и обцелованный, дали ему и только ему, а не какой-то ПЦУ и СЦУ. «Надо искоренить название «Православная церковь Украины», – сказал он. – Это не наше название. Мы – Украинская православная церковь… Ясно, что дали томос Киевскому патриархату».
Подытожим: не прошло и трех недель с того момента, как были удовлетворены «вековые чаяния украинского народа» насчет обретения отдельной от всех «церкви», как – повторю – один из главных зачинателей всего процесса начал на эту «церковь» наступление.
Конечно, было полно прогнозов, что не успеют засохнуть чернила на «томосе», как они там начнут грызть друг дружку. Вот уже и грызут…
Хотя, конечно, благодушествовать, надеяться, что «они сами все развалят», особо не стоит – внешние кураторы проекта предпримут все усилия, чтобы восстановить дисциплину и продолжить марш. Но сегодняшнее заявление Денисенко для них тоже урок – из компании закоренелых властолюбцев и корыстных приспособленцев невозможно сколотить ничего приличного. Даже благочестивый антураж здесь ничего не изменит.
Объединяя бочку меда и бочку навоза, получаешь две бочки навоза, пусть и слегка попахивающего медком.
Михаил Антонович поклялся, что добьется своего – во что, кстати, верится. Позавидовать энергичности этого почти 90-летнего человека не стыдно даже молодому.
А насчет неприличных аббревиатур сказать можно только одно: Бог шельму метит.