Заканчивается этот изматывающий високосный год, который нам запомнится надолго. И пусть каждый образованный человек, знающий законы физики и учивший в школе астрономию, понимает, что «високосный» – всего лишь математическая и временна́я условность, никак не влияющая на ход событий в мире, но в 2020-м всем нам пришлось стать фаталистами и поверить, что бывают особенные годы, наполненные неприятностями через край.
В этом году хлебнули все – скептики и параноики, оптимисты и пессимисты, атеисты и верующие. За что нам все эти испытания, один Господь ведает. Возможно, Создателю надоело наблюдать, как человечество бесконечно творит зло на планете, бессовестно попирая гуманистические идеалы, устраивая войны, пресмыкаясь перед золотым тельцом, и он решил показать нам, кто в доме хозяин? Последнее, так сказать, предупреждение?
На днях ВЦИОМ опросил россиян на предмет того, какие символы года они считают главными.
Разумеется на первом месте оказался коронавирус. За него проголосовал 61 процент респондентов. Тут и опросов никаких проводить не надо, под этим символом человечество живет с января, как холерное судно — под карантинным флагом, и, похоже, спустим мы его с мачты не скоро.
Вторая волна вселенской заразы в самом разгаре, каждый день на планете от нее умирает больше 10 тысяч человек, а всего с начала пандемии жертвами новой инфекции стали уже более 1 млн 700 тысяч людей.
На втором месте — поправки к конституции, обнулившие сроки президента Путина и укрепившие базовые государственные институты (29 процентов). Надо же, не забыли.
Вот честно, если б меня ВЦИОМ спросил, я бы вряд ли вспомнил: событие, конечно, важное, политическое, но оно прошумело «как ветвь, полная цветов и листьев», и на смену ему пришли другие житейские заботы.
Замыкают список лидеров сразу несколько слов: «самоизоляция», «дистанционное образование» и «врачи».
А я бы поставил на третье место слово «локдаун», вместившее в себя все: закрытие границ, прекращение авиационного и морского пассажирского сообщения, приостановка работы магазинов, ресторанов, культурно-досуговых учреждений, ограничение передвижений по городам.
Помните, как мы весной ездили на дачу и ходили по городу с «объяснительными», как стояли кордоны на дорогах, которые проверяли эти бумажки? Специально оставил парочку в домашнем архиве, для истории. А у скольких людей сгорели отпуска, к которым они долго готовились, пропали дорогие авиабилеты?
На четвертое место поставил бы медицинскую маску – тоже символ года.
Экономика сильно просела, рубль упал, уровень жизни и реальные доходы у большинства людей снизились. В этом году бюджетники благодарили бога за то, что они работают на государство, которое платит стабильную зарплату, а бизнесмены им завидовали.
Потому что многие из тех, кто работал «сам на себя, а не на дядю», лишились доходов. Малый бизнес очень пострадал от пандемии, несмотря на меры государственной поддержки. Зашел недавно в один торговый центр – там процентов 60 площадей стоят пустые.
Вангую: весной люди кинутся в заброшенные деревни распахивать земли, сажать огороды, вырастут цены на деревенскую недвижимость.
Словом, год был непростой, и это мягко сказано.
Поэтому я сгораю от любопытства, пытаясь угадать, с какими словами наш президент обратится к нации под бой курантов? Наверняка он тоже скажет, что год был тяжелым. Но в конце, я думаю, все же даст нам надежду и вспомнит о чем-нибудь хорошем.
Не буду и я отступать от традиций.
Этот год, проверивший нас на прочность, для многих стал годом больших уроков и переоценки ценностей. Особенно для тех, кто серьезно переболел и выжил, для их родных.
Многие из нас поняли, что все на свете тлен и суета, а настоящие, фундаментальные ценности – это здоровье, любовь, поддержка близких и друзей, наши родители и дети, крыша над головой.
Наверное, время от времени кто-то должен нам напоминать, что нужно уметь ценить простые, базовые вещи. Мир, хлеб, тепло домашнего очага, саму жизнь. А то мы часто ропщем не по делу: то жемчуг нам мелок, то у соседа машина круче.
Кстати, о хлебе. Главная из хороших новостей года – рекордный урожай зерновых, собранный в крае. Голод нам не грозит. С остальным справимся. Если кто-то считает это слабой компенсацией за все потери, то нам с такими не по пути, пусть они там тихо на своих яхтах мажут черную икру прямо на хамон.
А мы все через несколько дней сядем за стол, на котором оливье уж точно будет. И поднимем бокалы за светлые наши надежды и мечты, как принято в каждый Новый год. Пока надеемся — живем.
С наступающим вас, дорогие читатели!