После плевка в Небо нет запретных тем

Старинный анекдот:

– Давай им морды набьем!

– А если они нам?

– Нам-то за что? – в очередной раз доказывает свою жизненность. Пока на европейской почве, но и у нас такое бывало…

 

Глядя на очередной западный скандал с русским следом – имею в виду убийство 18-летним этническим чеченцем французского учителя, – задаешься простым вопросом: а зачем вообще нужно было пускать и даже специально заманивать в свою страну огромное количество иноземцев, исповедующих ислам, чтобы потом их оскорблять? Причем оскорблять так чудовищно-изысканно, что на фоне тех самых «религиозных» карикатур журнала «Шарли Эбдо», которые убиенный показывал на уроке свободы слова, отрезание головы выглядит не таким уж запредельным варварством. Рисунки эти нетрудно найти в интернете – причем не только на мусульманскую тему, но и на христианскую, эти еще злее. И достаточно лишь раз посмотреть (больше – не надо), чтобы убедиться: никакие советские Губельманы и прочие борцы с «мракобесием» до такого никогда бы не додумались, хотя свобода самовыражения у них была абсолютная.

На какую реакцию рассчитывали творцы? На «спасибо, вы были услышаны»? В идеале – да, именно на это. Но до идеала пока далеко, поскольку его воплощению мешают «радикальные исламисты», чрезвычайно расплодившиеся и западные свободы в принципе не уважающие, – во всяком случае, проблема подается именно так.

Однако ее корни значительно глубже. Франция – страна не только великой культуры, но и самых давних традиций богохульства и богоборчества. Вольтер, де Сад, идеологи Великой революции 1794 года, сюрреалисты, мятежные денди, карикатурист Эйфель и прочие – все они поклонялись божеству свободы, одной из ипостасей «новой троицы».

Как писал Альбер Камю в своей знаменитой книге «Бунтующий человек», изначальный маркер свободы – именно богохульство. Говоря совсем просто, возможность беспрепятственно оскорблять высшую сущность и то, что с нею связано, разрушает последнюю преграду для свободы. После плевка в Небо нет запретных тем. И хотя история убеждает в обратном – в богоборческом обществе запретов не меньше, а то и больше, чем в ортодоксально-религиозном; французы это на себе испробовали неоднократно, – идеал остается. За него даже гибнут, как за родину и прочие возвышенные вещи.

Пять лет назад редакцию «Шарли» – всех 15 сотрудников – расстреляли. Террористы были уничтожены, а жертвы всенародно прославлены в сонме мучеников свободы слова. Именно поэтому дело их живет, и неизвестно, сколько еще будет таких вот мучеников, прежде чем до масс дойдет, что эти самоотверженные люди гибнут не за свободу, а за священное право оскорблять. Можно быть атеистом, откровенно не уважать какую-либо из религий, но оскорбление – тем более не случайное, а тщательно, творчески продуманное – это уже объявление войны. Пока только словесной, но, как видим, до войны настоящей, с трупами, – один шаг. В европах уже давно карают за оправдание терроризма, однако, по сути, как раз мученики «Шарли» и являются его главным оправданием – мотив террористов неприемлем с позиций права, но и морального превосходства на стороне жертв нет.

В память об убитом учителе французский Минпрос принимает решение издать брошюру с «религиозными» карикатурами из «Шарли», причем не только на мусульманскую тему, и распространять ее в школах – а значит, все пойдет по новому кругу: теракты, гневные демонстрации и недоумение: «А нас-то за что?»

Вся эта глубоко заграничная история нас вроде бы мало касается, но все же надо помнить, что в Россию свобода слова являлась в том же изначальном обличье, что и во Францию – сначала кощунственными стихами Маяковского, Есенина, прикуриванием от лампад на литургии, а почти век спустя – выставками «Осторожно, религия», куполами из клизм, рубкой икон, крестов и пр. Государство водворяло свободу слова в рамки – пусть и разной степени жесткости, но это было вполне объяснимое действие, поскольку в основе любого мало-мальски пригодного для жизни гражданского мира лежит не всеобщая любовь, а страх оскорбить другого. Но плевать в Небо все равно хочется – хотя бы в рамках «новой этики», которую, кстати, будем обсуждать на ближайшей книжной ярмарке.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

20 января 2022
Коридор для педофила
Закон об ужесточении наказания для ранее судимых педофилов Госдума приняла сразу в двух чтениях.  По нему будут наказывать  преступников, совершивших
18 января 2022
По закону больших чисел
Есть у нас с сыном дурацкое развлечение: иногда за совместным завтраком (если проснулись вовремя и сильно не спешим) мы смотрим
14 января 2022
Коварство победы и ценность поражения
Наткнулся на забавный текст, циркулирующий по блогам и сетям как некая «подметная грамота» и разъясняющий, откуда у России так неожиданно

Советуем почитать