Как скажет вам любой приходской священник и подтвердит неверующий классик науки Карл Густав Юнг, смерть есть важнейшее событие в жизни человека. Неудивительно поэтому, что любой документально зафиксированный переход за последнюю грань или хотя бы приближение к ней привлекает внимание.
Я это на себе испытал очень давно, когда увидел в каком-то журнале снимок военных лет с подписью: «Мой друг Митя, боец партизанского отряда, за 25 минут до своей гибели». На фотографии – парнишка в ватнике и ушанке улыбается беззаботно, ничего еще не знает о себе, а выживший фотограф потом узнал, и я знаю…
Подобных документов, куда более откровенных, сейчас много: есть ресурсы, на которых выложены тысячи и тысячи снимков, сделанных всеми воевавшими – нашими, немцами, англичанами, японцами, американцами, венграми… Вот недавно видел серию из двух фото: «Оккупированный г. Старый Оскол Воронежской обл. Двое местных жителей, обвиненных в убийстве венгерского солдата, копают себе могилу». Два мужика, один молодой, другой постарше, буднично орудуют лопатами. У краешка ямы стоят венгры, смотрят. Страшный кадр…
При нынешней глобальной эпидемии нарциссизма (селфи имею в виду, будь оно неладно), недостатка в такого рода документах нет – люди на них по природе падки. Только это документы иного свойства. Недавно увидел фоторепортаж в розоватом женском журнале. Страдающая неизлечимой болезнью жительница штата Калифорния, где два года назад была разрешена эвтаназия, устроила прощальную вечеринку. Женщина молодая, вполне симпатичная, художница по имени Бетси, позвала друзей и родственников, перед которыми поставила условие – улыбаться и ни в коем случае не плакать перед ней.
Был разработан подробный график вечеринки, определено точное время, когда художница планировала ввести себя в кому. На вечеринку прибыли более 30 гостей из разных частей страны. Гости играли на виолончели и гармонике, их угощали коктейлями и пиццей, все пересматривали любимые фильмы хозяйки вечеринки. Когда выходные подошли к концу, друзья поцеловали Бетси на прощание, сделали несколько фото и уехали.
Через час Бетси приняла прописанные доктором препараты, о чем гостям сообщили тут же.
Они и вправду сдержали слово – широчайший «чи-и-из» был у всех на устах. Вообще, если не знать, по какому поводу банкет, то весь репортаж ничем не отличается от обычной житейской пошлятины, которой забиты соцсети, – вот посмотрите на мое новое платьюшко, а вот что мы ели, а вот мы все тут веселые такие…
Конечно, удивляешься вышколенности этих людей, ведущих себя так, как положено вести «цивилизованному человеку», который все знает и до последнего поступает правильно. Но человек – он и в Калифорнии человек; кто-то из гостей написал потом: «Идея поехать и провести прекрасный уик-энд, который завершится самоубийством, – это ненормально».
Первобытный предок мыслил смерть как почти буквальное продолжение жизни, тащил с собой на тот свет продуктово-хозяйственный набор. Несмотря на усилия мировых религий и даже науки, этот простецкий взгляд жив и, более того, крепнет.
На прошлой неделе читано: «17-летняя девушка из столицы собиралась поступить в театральный вуз: она мечтала стать актрисой. Однако у нее диагностировали четвертую стадию онкологического заболевания.
На церемонии прощания возвели театральную сцену, всем гостям сшили костюмы в едином стиле. Москвичку похоронили в хрустальном гробу. Похороны обошлись семье умершей девушки в 42 миллиона рублей». На снимках – тот самый гроб и та самая девушка, очень красивая, в костюме спящей царевны… Нет, конечно, не дай бог никому такое пережить, но ее родитель, автор всей затеи, верит, что дочь «там» и поступит, и сыграет…
Хотя, может быть, все и не так.
В советские времена на патриотических линейках памяти борцов и героев читался стих, в котором звучал рефрен: «Это нужно не мертвым, это нужно живым». По-моему, очень правильная фраза: живым нужны такие вот траурные карнавалы, нужны их тщеславию, их суевериям и странностям. Об ушедших в такие моменты не думают, делают из бездыханных тел, как нынче говорят, арт-объекты.
В интересное время мы живем. Что или кто на очереди? Из чего будем ваять следующие арт-объекты?
Фото: pixabay.com