Жеребец Инцитат светло-серой масти, которого император Калигула сделал сенатором, является метафорой своеволия деспота, презирающего даже видимость демократии.
Однако через две тысячи лет после того памятного назначения стало уж как-то слишком явным, что демократия – настоящая, а не видимая – способна на те же фокусы, что и римский деспот. Случается сходство почти буквальное – то есть с призванием животных во власть.
Кот Стаббс был избран мэром городка на Аляске, ибо, как сказано в его политической биографии, ни один из кандидатов горожанам не нравился, и они из принципа и поголовно проголосовали за кота, внесенного в бюллетень, видимо, вместо графы «против всех». Мэр скончался три года назад почтенным 20-летним старцем.
Кобель Дюк тем же манером в 2017-м возглавил местное самоуправление одного из поселков в штате Миннесота, США. Если в интернете хорошенько порыться, можно еще что-нибудь отыскать… В советской прессе такого рода информация подавалась на последних страницах под рубриками «Их нравы», «Это интересно», «Зарубежная мозаика» и пр.
Пресса нынешняя таким забавным курьезам тоже рада, надо же чем-то читателя развлечь.
Однако кобели и коты – всего лишь накипь на толще соборного народного мнения, которое, как уверяли и продолжают уверять, таит в себе некий ген абсолютной правды. Если у власти проблемы со страной, то лишь потому, что власть недостаточно народная. Или совсем не народная. Вокс попули, как известно, вокс Деи (что значит «глас народа – глас Бога»), точка.
Но вот, к примеру, когда народ 40-миллионной Украины большинством голосов назначает главой государства не человека, и даже не животное, а персонажа сериала с верой в то, что актер, исполнявший данную роль, обладает качествами своего героя, – это как следует оценивать?
Над этим выбором уже довольно посмеялись у нас, но по той же народной логике великим полководцем у нас должен быть Михаил Ульянов, народный артист СССР, неоднократно изображавший маршала Жукова…
В Белоруссии, которая нынче бузит и потому в первых строках мирового медиапространства, граждане – не все, но, судя по всему, изрядная часть – проголосовали за женщину, которая изначально заявляла, что ее подлинная миссия котлеты жарить, – к этому как вообще надо относиться? С политесным уважением к выбору народа?
Да-да, есть множество объяснений такого рода явлениям – «довел», «надоел», «чтоб мир увидел», «хотим перемен», «других вариантов не было» и прочее до рези в глазу знакомое.
Равно как и то, что нынче демократические госперевороты, зарубежное вмешательство и вообще митинговое хозяйство так же технологичны, как производство сосисок, автошин и прочего товара – уши Дж. Шарпа, отца-теоретика цветных революций, торчат регулярно, отовсюду и потому узнаваемы даже детьми.
Но разве все это отменяет необходимость для носителя высшей правды быть хотя бы элементарно взрослым? Не поступать назло и ради хайпа? Утверждения, что плохая власть не оставляет народу иного выбора, кроме такого вот – эстрадно-сатирического, – также из подросткового репертуара.
Взрослые в детских играх не участвуют. Если правитель профанировал выборы наглядно и до крайности, возможность их проигнорировать никто не отнимает – раз уж он не отнимает возможности бузить на площадях, – и потом свергать его с чистой совестью, по-взрослому, но никак не голосовать за телевизорного клоуна, домохозяйку, кота и пр., выставляя себя континентальным посмешищем.
Конечно, за каждым такого рода явлением стоят политтехнологии, но и они его полностью не оправдывают.
Фильм «День выборов» – бесспорно, самая талантливая комедия двух последних десятилетий – наглядно демонстрирует, что умеючи населению можно втюхать никому не ведомого банного массажиста в качестве губернатора.
Подобное и в реальности бывало. Но при непременном условии – народ должен пребывать в состоянии некой расслабленности, мечтательности, доходящей до тупости.
Легко народом править, если он
Одною общей страстью увлечен…,
– так начинается поучение правителю в лермонтовском «Измаил-Бее». И заканчивается гениальным откровением:
Народ – ребенок: он не хочет дать,
Не покушайся вырвать, – но украдь!
Приключения народов – детишек стало главным зрелищем постсоветского пространства. Какое-то время и мы в этом представлении участвовали, но одумались – во всяком случае, у нас телевизорные клоуны пока остаются на положенных им местах.
Правда, Лермонтов в своей поэме не оставил рекомендации, как себя вести правителю, если народ – не ребенок, но с этим взрослые люди должны сами, без него разобраться…