«Две звездочки, три звездочки, четыре звездочки… Лучше всего, конечно, пять звездочек!» Помните этот прочувствованный монолог лектора из «Карнавальной ночи»?
Здесь совсем не нужно пояснять, о каком продукте идет речь. Все знают: пять звезд – это армянский коньяк, который завоевал свое право носить эти награды еще в XIX веке.
Я не любитель коньяка, но новость, обосновавшаяся на просторах интернета, даже у меня вызвала скупую женскую слезу. Армянского коньяка скоро не будет!
Под напором Евросоюза Армения все же решилась отказаться от бренда своей страны – названия «коньяк». Сделать это Ереван согласен за три миллиона евро, которые якобы пойдут на ребрендинг продукции и пояснение потребителям, что же такое новый напиток в старых знакомых бутылках.
Отказ от названия будет происходить постепенно. По соглашению армянский коньяк и армянское шампанское перестанут производить с 2032 года, а к 2043 году должны распродать все остатки напитка со старым названием.
Армению давно убеждали, что название «коньяк» для армянского алкогольного напитка чуждо. Идет оно от названия французского города Коньяк. А армянский напиток местные виноделы производили еще до нашей эры. Правда, как тогда назывался этот напиток, никто не помнит.
Свое название коньяк завоевал в конце XIX века на Всемирной экспозиции в Париже. Там алкогольные напитки Шустова из винокурен Еревана получили Гран-при за вкус и качество. И в качестве особого признания получил право называться коньяком, а не бренди, как остальные напитки этого вида.
Армянский коньяк был гордостью Советского Союза. Говорят, этот напиток любил сам Черчилль, им отмечали День Победы 9 мая 1945 года. И вот – прощай, легенда!
Ребрендинг – довольно привычная вещь для буржуев. Одна из компаний Америки, например, отказалась от названия мороженого «эскимо». Якобы оно оскорбительно для эскимосов. Хотя сами представители северного народа в недоумении пожимали плечами:
Это обычное мороженое в шоколадной глазури, а мы инуиты!
Тем не менее бренд исчез с прилавков Соединенных Штатов.
А в прошлом году власти Нидерландов официально отказались от названия «Голландия» и потребовали это сделать от всего остального мира. Как заявила министр внешней торговли страны, новое название представит Нидерланды в «современном стиле». А также позволит избежать «двусмысленности», представляя миру свои ценности, которые сейчас главным образом ассоциируются с мельницами, сырами и Амстердамом.
И вот теперь армянский коньяк….
К слову, аналогичная проблема существовала и с наименованием «шампанское». По регламентам, принятым в ЕС, такое название могут иметь только игристые вина, произведенные во французском регионе Шампань по определенной технологии и из определенного сорта винограда.
Восемь лет назад требования о переименовании коньяка и шампанского выставлялись и России. Но тогда Росалкогольрегулирование нашло выход: приняло решение, что на кириллице эти слова не имеют географической привязки к французским провинциям, а лишь обозначают виды продукции.
Наша страна своих позиций не сдала. Но Армения не выдержала.
Ереван уже придумал новое название для коньячных напитков – арбун. От древнего армянского глагола «хмелеть». Впрочем, дело даже не в том, как будет называться брендовый напиток в 2040-х годах. Печально, что уходит из нашей жизни еще одна частичка прошлого, которое казалось нам таким стабильным. Как будто снова покидает этот мир кто-то из старших родных, унося с собой традиции и привычные семейные праздники.
Прощай, легенда!