Кто только не вставил свои пять копеек о животрепещущих темах современности, которыми, разумеется, являются истории с Ефремовым и Навальным. Досужие остряки уже и анекдоты сочиняют вроде: «Фургал признался, что именно он сидел за рулем автомобиля Ефремова, когда они ехали травить Навального». Любим мы превращать трагедию в фарс.
В случае с Навальным трагедии, слава богу, не случилось – по последней информации, вывели-таки человека из комы.
Но есть такое ощущение, что во всей этой истории Алексей Анатольевич – это тот самый скрипач из фильма «Кин-дза-дза», который стал уже не нужен. Потому что произнесены два ключевых слова: «новичок» и «Северный поток – 2».
По иронии судьбы, официальное заявление о том, что российский политик стал «жертвой преступления с использованием отравляющего вещества нервно-паралитического действия», сделала канцлер страны, в наибольшей степени противостоявшей усилиям США торпедировать Nordstream-2. Интересы американцев очевидны – выдавить с европейского газового рынка российского конкурента, «Газпром», и заместить поставки трубопроводного газа своим сжиженным (СПГ). Германия долго сопротивлялась давлению заокеанских партнеров и даже консолидировала ЕС на ряд жестких заявлений, смысл которых: «мы не позволим американцам выкручивать нам руки».
Но есть слова и дела. По факту уже в начале 2020 года объем поставок американского СПГ в Европу сравнялся с поставками «Газпрома», и останавливаться американцы не собираются. А для того чтобы победить в газовой войне, необходимо остановить строительство «Северного потока –2».
И вот тут, как-то очень кстати, в очередной раз возникает призрак «новичка». И это очень серьезный удар по позициям Ангелы Меркель, которой американцы давно говорят: «Своей поддержкой «Северного потока – 2» вы способствуете усилению агрессивной России, являющейся угрозой для западного мира».
Сегодня те, кто это говорил, могут удовлетворенно потирать руки. Ибо в связке Навальный – «новичок» второе гораздо важнее первого. Конечно, обвинение в устранении оппозиционного политика с помощью яда – хороший козырь. Но он не идет ни в какое сравнение по мощи с обвинением в нарушении Россией Конвенции о запрещении химического оружия. А «новичок» – именно боевое отравляющее вещество. Отсюда два одинаково беспроигрышных посыла: либо Кремль использует против оппонентов боевые отравляющие вещества, запрещенные международными конвенциями, либо он не контролирует оборот этих веществ, и ими может пользоваться кто угодно.
При этом, естественно, игнорируется соображение, что, если бы все так и было, Навальный вряд ли бы оказался в Германии.
Возможно, через десятки лет какой-нибудь отставник их спецслужб поделится деталями некогда проведенной блестящей операции. А сейчас началась очередная атака на «Северный поток – 2». Причем даже в самой Германии. В частности, за сворачивание проекта выступила немецкая партия «Союз-90/Зеленые». Не консолидирован в этом смысле и бизнес. Если для кого-то важны поставки российского газа, то другие имеют гешефт со строительством и эксплуатацией терминалов СПГ.
А Меркель приходится туго. С одной стороны, она заявляет, что не связывает «дело Навального» и Nordstream-2, с другой – не исключает возможности введения санкций против строительства газопровода.
Трудно прогнозировать, чем закончится газовая война в Европе, но одно понятно. Ожидать потепления в отношениях с Западом и братского единения вокруг общечеловеческих ценностей в ближайшие годы явно не приходится. Заграница нам не поможет. Хорошо, если серьезно не навредит. А значит, снова придется опираться в основном на собственные ресурсы. Искать эффективные пути решения своих проблем, восстанавливать то, что порушили, развивать то, в чем пока отстаем.
И делать все это в условиях дефицита средств и ресурсов. Но вспомним: в России всегда не хватало денег. Зато всегда находились люди, которые в условиях отсутствия всего и вся создавали такое, что весь мир ахал.