Недавно лежал я в больничке. Ничего страшного – плановое техобслуживание. Палата на шесть человек, я в свои 55 оказался там самым молодым. Дедам-однопалатникам было под 80 и за 80. Вторым по возрасту после меня был мужик… назовем его Колей. За 60, но еще работает. Живет в одном из городов края. По профессии столяр и плотник.
Из тех, которые умеют все. И мебель сделать, и дом поставить. Очень я уважаю таких рукастых мужиков. Даже терплю, когда они начинают пересказывать мне содержание телевизионных передач про НЛО.
Деды в палате вели привычные разговоры о том, «куда катится страна, пенсия маленькая, власть заворовалась».
А я в ответ толкал свою любимую теорию, что жизнь прекрасна, лишь бы не было войны. Я всегда ее толкаю, когда кто-то начинает гундеть, как вокруг все плохо. Из вредности.
– Утром встаю, солнце в окно увидел, вздохнул самостоятельно… Ура, жив! Своими ногами до холодильника дошел, а там пачка масла, три десятка яиц, курица и кастрюля борща. Отлично! Работа есть, в квартире тепло, ботинки старые, но целые, на голову не капает. Прекрасно. А вот кому действительно плохо, так это тем, кто сейчас в тюрьме «пятнашку» мотает. 20 человек в 10-местной камере. Или в онкологии лежит, с раком в терминальной стадии. Идите, расскажите им, что у вас пенсия маленькая…
– Да, в общем, ты прав… – соглашались старики.
Ну не буду же я им рассказывать, как денег вечно не хватает? Их и олигарху Абрамовичу, я уверен, не хватает – хотелось бы еще парочку миллиардов. Жаловаться, что езжу на древнем изделии советского автопрома, по которому уже пресс плачет? Но ведь довозит оно меня из точки А в точку Б? И слава богу.
И тут вскинулся Коля, который слушал мой монолог, но молчал, крепился. Не выдержал.
– Хорошо, да?! Все у тебя хорошо?! Жизнь удалась, теперь моя хата с краю?! – он вскочил с кровати и начал махать руками. – А то, что народ концы с концами не сводит?! Ты этого не видишь?! Заводы все позакрывались, работы в маленьких городах нет, в деревнях развал! А он устроился и всем доволен! Да мы сейчас живем в сто раз хуже, чем при коммунистах…
Дальше – по накатанной. Бесплатное образование и здравоохранение, билет в Сочи за 60 рублей…
Я закрыл рот. По опыту знаю: тут ничего не докажешь. Бесполезно его спрашивать, почему, когда при коммунистах деревня «процветала», в магазинах было шаром покати, а сейчас, когда она «разваливается», прилавки завалены едой, и пшеницы мы в крае собираем 2,5 миллиона тонн?
Вскоре Коля успокоился. Но весь вечер со мной не разговаривал. Обиделся.
На другой день ему позвонили из банка и предложили кредит «всего под 12 процентов годовых, по акции». Коля оживился. Стал названивать жене. Они сообща решили: надо брать!
Я осторожно поинтересовался: зачем?
– Да надо дочери машину менять. Тысяч 200 у меня есть, ее старую продадим, еще тысяч 200 в банке возьму. Хочу купить ей новую, из автосалона.
– А на отечественной ей стыдно ездить? Можно было и без кредита обойтись.
– Да ты что?! – Коля посмотрел на меня как на идиота. – Нет! Отъездил я свое на русских машинах. Больше не хочу. В прошлом году взял себе новую иномарку. Не нарадуюсь.
Слово за слово, и выяснилось, что у Коли отличная крепкая дача, которую он сам построил. Квартира, в квартире… А отдыхать с женой они любят во Вьетнаме. Таиланд уже надоел, а в Египет сейчас вроде не пускают. Раньше-то в Египте отдыхали…
Загадочна душа русского человека. Загадочна и непостижима. Странен ход его мыслей и логика. Может, поэтому мы непобедимы и никакими реформами нас не сломить?