В один из дней последней недели перед Великим постом в церкви читают Соборное послание святого апостола Иуды, где обличаются «ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям нечестиво и беззаконно; уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти».
Апостол имел в виду тех членов первых христианских общин, которые христианами были только по названию, а по сути они «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими», – то есть пустышки, по-нынешнему говоря.
Но если отвлечься от исторической основы, то кажется, что строки эти автор написал, начитавшись FB или других источников, где граждане активно выражают свое неравнодушие к происходящему вокруг.
То, что есть разряд людей, которые будут всем недовольны, хоть бисером перед ними рассыпься и ковриком расстелись, было известно давно. Например, в Древнем Риме, где в начальные времена Империи власти ввели для малоимущих граждан бесплатную раздачу хлеба и билетов на гладиаторские бои, породив тем самым люмпенизированную массу, которой впоследствии сами же и боялись в случае перебоев с подвозом социального провианта.
Бывают ведь не только «голодные» бунты, но и бунты «сытые». Если первые вполне объяснимы и оправданны – людям попросту есть нечего, то во втором случае бунтует уже не сам голод, а осознание нарушенного права, пусть и неписаного.
Кстати, я знал одного менеджера, которому зарплату в 300 тысяч рублей понизили на треть, отчего он страдал по-настоящему, как мать-одиночка, выгнанная с единственной копеечной работы.
Сегодня голод если и правит миром, то исключительно «третьим» – в Африке, в некоторых странах Азии. А развитые страны, Россия в том числе, его победили. Хотя и там есть очень бедные и в буквальном смысле голодные, их число не критично, и, наконец, им хоть как-то помогает государство и добрые сограждане.
Потому все нынешние бунты – исключительно сытые. Причем не так уж важно, выходит человек бунтовать на улицу или делает это, не отрывая своих плоскостей от дивана (последнее намного чаще); важно то, что он хочет объявить миру о своем недовольстве происходящим.
А поскольку человек по природе грешен и всем все дать невозможно, отчего в мире, даже самом отлаженном, ежеминутно творятся разные мерзости и несправедливости, то вопрос, против чего именно ропщет этот человек, теряет смысл. Ведь писал же апостол: «ропотники, ничем не довольные»…
Суть в том, что «сытый» бунт превращает недовольство в самостоятельную добродетель, а для добродетели не важен объект приложения.
Истинно добрый будет добр ко всем. Истинно недовольный будет всем недоволен. И круг он себе подбирает столь же недовольный – люди вообще не терпят одиночества.
А в итоге ропотники становятся «лучшими людьми города» – во всяком случае таковыми они сами себя объявляют, – и появление любого, хоть чем-то довольного и хоть кому-то благодарного воспринимают как личное оскорбление. Потому как, по их убеждению, довольные или хотя бы не жалующиеся – это «лизоблюды» и «рабы», лишенные мышления не только критического, но и как такового.
И еще, пишет апостол, они «поступающие по своим похотям» – а поступать по похотям есть один из ярчайших светочей нынешнего мира. Правда, мир заботится о том, чтобы это не приносило физического вреда окружающим, но сути это не меняет. Люди, отстаивающие право на признание обществом 66 полов, искренне верят, что они в авангарде борьбы за всечеловеческое счастье. Причем эти 66 – крайний, утрированный пример. Важно, что запрет на любую похоть – не только половую, но и мыслительную, вкусовую и пр., – уже давно утвердился в образе абсолютного зла.
Ропотники борются с этим злом, и «уста их произносят надутые слова», потому что слова простые и ясные используются для обозначения и объяснения таких же вещей – простых и ясных. За тысячи лет истории поста – и не только христианского, но и ветхозаветного, – о нем сказано невероятно много и говорится до сих пор. В частности, то, что одно из его предназначений – научиться радоваться тому, что есть. И это не столько религиозное послание, сколько рациональное, поскольку такое довольство есть единственное оружие против превратностей жизни – а жизнь такова по природе, и никакими схемами ее не исправишь, даже в цивилизованном мире.
Правда, чтобы воспитать это умение радоваться малому, даже мизерному, придется задуматься об Источнике благ, а это уже особая история. Ропотники ее, кстати, крайне не любят.