На сайте радиостанции «Эхо Москвы» опубликован текст под названием «Не допустить конституционный кризис и антиконституционный переворот. Обращение ученых, писателей и журналистов к гражданам России».
Подписало его более 350 представителей интеллигенции. Некоторые СМИ утверждают, что число подписей растет, и кроме того, есть параллельные обращения на ту же тему.
Крайнюю обеспокоенность подписантов вызвало то самое «обнуление сроков», которое может породить и кризис, и антиконституционный переворот.
Напомню, ранее обеспокоенность вызывало упоминание Бога и государствообразующего народа в преамбуле, но поправка Терешковой все это затмила, поскольку речь в ней идет не о ценностных установках, а о реальных механизмах власти.
Если держаться логики подписантов, то сама многоступенчатая процедура принятия поправок рискует стать не просто новым, а невиданным словом в мировой практике «антиконституционных переворотов», поскольку в данном «злодеянии» участвуют все региональные парламенты и парламент федеральный, а также народ, который призывают одобрить или отклонить поправки на референдуме, и Конституционный суд.
Если это – переворот, то что тогда не переворот?
Ну, может быть, в их представлении «не переворот» – события сентября-октября 1993 года (158 погибших, более пятисот раненых, танки стреляют по зданию Верховного Совета…), после которых в декабре того же года была принята Конституция.
По ней мы и сейчас живем.
Интересно, что никто из инициаторов поправок к основному закону не утверждает, что он никуда не годится. И вообще, «старость» закона не может быть аргументом против него, если закон не вступает в конфликт с реальностью, позволяет жить и развиваться.
Но если «отмотать пленку» на 27 лет назад, то мы увидим страну, очень мало похожую на нынешнюю.
Жила та страна тяжко – голодала, разваливалась, воевала, продавала за копейки то, что нажито десятилетиями общего труда, – но с радостной уверенностью, что идет она прямым курсом в сообщество передовых демократий Запада, которые с распростертыми объятьями ожидают ее у входа.
Этими устремлениями во многом руководствовались создатели Конституции образца 93-го года, фамилии которых сейчас уже мало кто помнит. И сами передовые демократии им в этом помогали – в частности, американское Агентство по международному развитию (USAID).
(Кстати, в 2012 году агентство это из России окончательно выдворили по причине нездоровой активности на нашем Северном Кавказе и попыток влияния на внутриполитические процессы через грантовые программы. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку одна из давних специализаций USAID – цветные революции и госперевороты.)
Так или иначе, Конституция оказалась «как у людей», есть там и права человека, и сменяемость власти, и примат международного права над национальным, и множество других вещей, которые сами по себе хороши, и, более того, никто их не собирается вырывать с корнем…
Но сам мир изменился, и вообще все пошло против ожиданий – и наших, и западных.
Нам пришлось убедиться, и довольно скоро, что ни с какими объятиями нас не ждут. Они крайне расстроены тем, что вопреки ожиданиям мы сами не загнулись – и даже наоборот.
Попытки отомстить за рухнувшие мечты при помощи санкций и глобальной медийной истерики, в которой русские предстают источником всех зол, тоже ни к чему не привели. Более того – дали обратный эффект в виде развития российской промышленности (пусть не такого интенсивного, как хотелось бы), гиперзвукового оружия, лидерства на мировом рынке зерна и сахара, Крымского моста и рейтингов Путина, которые ни одному из его западных коллег даже не снились.
Стало очевидным (в том числе и для «партнеров»), что Россия идет своим путем, ни в чей кильватер не вставая и не существуя назло кому-либо, как некоторые из бывших братьев по Союзу, – поправки в Конституции призваны гарантировать это движение на десятилетия вперед.
Что же касается «обнуления» сроков, которое, по убеждению подписантов, попирает священный принцип сменяемости власти в интересах двух конкретных людей, то
а) ничего оно не попирает – читайте внимательно текст поправки,
б) сменяемость власти – не очередь в поликлинике и не «сам порулил – дай мне», а конкуренция идей и концепций будущего страны.
Кто, кроме них самих, виноват в том, что за почти три десятилетия они не выродили ни одной конкурентоспособной идеи? А в том, что выродили, я, русский человек, не вижу ничего, кроме оскорбляющего меня.
Среди подписавших – плеяда давно знакомых лиц, неустанно демонстрирующих к моей стране те же чувства, что Гитлер к евреям. Это у них переворот и кризис. Хотя бы ради того, чтобы не дать им шанса, буду голосовать за поправки.