В стране идет перепись населения. Мы «переписались» всей семьей на портале госуслуг. Минутное дело. В личный кабинет пришел QR-код, который надо будет показать переписчику.
Рассказал жене, как проходила перепись в моем детстве. Мне лет семь было. Мать сообщила, что скоро к нам домой придет тетя-переписчица и будет задавать вопросы.
Не сказать, что мы к этому как-то особенно готовились, пироги там пекли или наряжались, но определенная торжественность момента была. Государственное дело все-таки. Пришла женщина с портфелем, мать с отцом усадили ее за стол, сами сели вокруг, тетенька разложила бумаги и стала задавать вопросы. Родители отвечали серьезно, даже поспорили по поводу какой-то графы.
А сейчас… Мышкой 20 раз кликнул, и тебя посчитали. Быстро и совсем не больно. Признаться, я даже немного разочаровался: и это все?
Жена смеется: тоска по молодости? Ну так надо было не заполнять бланки в интернете, дождаться переписчика с бумагами, усадил бы ее торжественно за стол…
Нет, говорю, спасибо. Я же современный человек, мне нравится жить в матрице.
Билеты на самолет покупать по интернету, а не в потной очереди в кассах. От «Госуслуг» я просто в восторге. Пользуюсь на всю катушку.
Недавно записывался через этот сервис на бесплатную учебу по государственной программе. Система запросила пару справок, я вздрогнул. Вот, думаю, матрица пока несовершенна, придется справки собирать, сканировать. Но нет. Получить их можно было в соседнем разделе, тоже кликнув пару раз мышкой. И вуаля – записался на курсы.
Что касается тоски по молодости… Бывает. Не по очередям, конечно, не по талонам на мебель, не по характеристикам из парткома для поездки за границу – совсем дураком надо быть, чтоб по этому скучать.
Ностальгия бывает по какому-то чувству праздника, которое раньше приходило от самых простых вещей, а сегодня – нет.
Вспоминаю, как мы с родителями ходили на выборы. В праздничной одежде, музыка играет, все улыбаются, люди с друзьями и соседями встречаются, шутят, смеются. И выборов как таковых не было, выбирали из одного кандидата и одной партии, а праздник был.
Сегодня вроде и демократия, и 12 партий в списке… А выборы проходят скучно, без музыки, никакой торжественности. Пришел, маску нацепил, одноразовые перчатки надел… Как будто не власть выбираешь, а селедок на базаре, доставая их пальцами в перчатках из бочки: эту мне положите, и эту, жирненькую…
А первомайские демонстрации! Школьником был – вообще восторг. Сначала пройдешь в колонне с отцом, с пароходством, с серьезными дядьками в капитанских кителях, потом со своей школой поорешь «ура!». После демонстрации взрослые шли в кафе на берегу Дуная, брали и детей. Праздник.
Мы попрятались в свои удобные цифровые раковины, и наша жизнь лишилась чего-то искреннего, настоящего. Роскоши человеческого общения становится все меньше…
Деньги в долг – не из рук в руки, а мгновенным переводом. Быстро и гигиенично. Заемщику даже краснеть не приходится.
Пенсионеры почти перестали ходить на почту за пенсией, а ведь там у них был клуб.
Сообщение в мессенджере – вместо бумажного письма, которое раньше ждали, заглядывая в ящик. Иногда оно пахло духами, иногда – табаком. По почерку ты видел, с каким настроением человек писал его.
Даже милосердие наше стало цифровым, холодным и прагматичным. Увидел по телевизору больного ребенка и просьбу о помощи – тапнул по экрану смартфона три раза, перевел 200 рублей. Вроде как выполнил миссию добра. Даже сердце не екнуло. Не надо этого ребенка по голове гладить, расстраиваться лишний раз.
Ну да, немного побрюзжал, нельзя, что ли? Мне по возрасту иногда положено душу так отводить.