Все индивидуально. Для меня, как и для подавляющего числа россиян, главным новогодним фильмом года является, бесспорно, «Ирония судьбы, или С легким паром!». А вот песня – совсем из другой киноленты. Причем я сросся с ней настолько, что напеваю ее и зимой, и летом, выдумывая собственные слова. Примечательно, что обе картины снял один и тот же режиссер, но с разницей в два десятка лет.
«Песенку про пять минут» исполнила начинающая тогда актриса Людмила Гурченко в фильме тоже никому совершенно не известного кинорежиссера Эльдара Рязанова. Лента вышла в прокат в 1956 году и была для Рязанова дебютом в художественном кино.
Юный Эльдар Александрович мечтал о драмах и трагедиях и долго отнекивался от съемок легкомысленной комедии. Однако руководивший тогда «Мосфильмом» маститый Иван Пырьев настоял на своем. И, как говорят, самолично порвал в клочки четыре рязановских заявления об уходе.
Кроме того, Пырьев лично курировал создание песен для «Карнавальной ночи». У самого Рязанова, как он позже вспоминал в книге «Неподведенные итоги», отношения с музыкой были сложными – любовь к ней сочеталась с практически полным отсутствием слуха. Поэтому музыкальные темы для фильма заказывал Иван Пырьев, а Эльдар Рязанов придумывал, как сделать из них кинематографические номера. Композитором на картине работал Анатолий Лепин, тексты песен писали Вадим Коростелев и Владимир Лившиц (первый сочинил «Хорошее настроение», второй – «Пять минут»).
В сценарии исполнение финального номера описывалось кратко: «Лена Крылова поет песенку-приветствие». Сначала режиссер, композитор и поэт придумали тему песни, затем решили описать в тексте, что можно успеть за пять минут. Потом возникла идея начать концертный номер за пять минут до начала Нового года, а сама песня должна была заканчиваться боем курантов.
Лепин и Лившиц быстро привели музыку и текст в соответствие с задуманным, а Рязанов с художниками сделали декорацию в форме гигантского будильника, который в начале песни показывал без пяти двенадцать. Музыканты оркестра Эдди Рознера располагались на циферблате, а Гурченко выходила из часов и исполняла эту песню в зале.
Музыкантам Рознера произведение сначала совсем не понравилось. Как вспоминал потом композитор Юрий Саульский, они ожидали чего-то джазового или хотя бы шансонно-французского, а композитор принес «старомодную мелодию, похожую на немецкие шлягеры 30-х годов». На первой репетиции Саульский даже воскликнул: «Неужели Лепин не мог что-нибудь пооригинальнее придумать?» Однако после премьеры песня так понравилась зрителям, что о ее недостатках никто уже не вспоминал.
«Пять минут» и по сей день служит неизменным спутником новогодних торжеств. После Людмилы Гурченко кавер-версии композиции записали еще десятки исполнителей и, уверен, будут делать это снова и снова.
Напоследок я подумал об удивительной вещи. Практически всех, кто работал, пел, танцевал, снимался в «Карнавальной ночи», давно нет с нами. А всепобеждающая, бессмертная молодость так искрит, так веселится и смеется – уже не с экранов, уже вот в самой твоей душе! И ты, подхваченный этой карнавальной суетой, летишь с ней куда-то и веришь: будет и Новый год, будет и новое счастье.