Речь дошколят

Речь дошколят

Речь дошколят

vrhvnat7.jpgВ последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком.

Уже давно бьют тревогу врачи, которые, в силу своей профессии, имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25 % детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого — растущее число детей, «осчастливленных» собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые — от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие.

Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы, по крайней мере, два условия:

  • включенность речи в активную деятельность ребенка;
  • индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его «детскими словами» типа «бу-бу», «нюка», «люка» и т.п.

Соответственно, для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.

  1. Не заменять разговор с ребенком языком «мам и нянь», т. е. не говорить с ним с помощью различных «бу-бу» или «пи-пи». Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.
  2. «Не понимать» автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.

Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа «Ку-ку» или «Сорока-ворона». Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию.

Случаи нарушения речевого развития разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату — малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам — логопеду, детскому психологу или невропатологу. Не забывайте, что речь — это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.

Елена Евченко, руководитель центра раннего развития детей «Аленький цветочек» советует:

К логопеду лучше обращаться с момента, когда ребенок начинает говорить — где-то с 2 лет. Даже в таком возрасте уже возможно ставить некоторые звуки. На музыкальных занятиях с такими малышами изучают громкие, тихие звуки, делают упор на координацию движения, соединение движения с музыкой, развивают чувство ритма. Разучивают простые песенки с обязательной демонстрацией движений (ручки сложить, ножками потопать и пр.)

Логоритмика — это комплекс движение-музыка-речь. Состояние речи ребенка тесно связано с его психомоторными функциями, поэтому развивать речь ребенка необходимо одновременно с развитием всех видов внимания и памяти, чувства ритма, мелкой и общей моторики

На музыкальных занятиях с использованием логоритмики проводятся пальчиковые игры, танцы, упражнения с игрой на детских музыкальных инструментах и пение. В доступной и интересной форме развиваются у детей общие речевые навыки, такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность. Для произнесения ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие и, особенно, звука «р», необходимо наличие сильной направленной воздушной струи. Для этого формируется правильное физиологическое и речевое дыхание.

В ходе музыкально-дидактических игр проводятся упражнения для язычка, губ, челюсти, таким образом, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Весь речевой материал подкрепляется музыкально-двигательными упражнениями. Знания усваиваются детьми быстрее, т. к. их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Работа со специалистами не снимает с родителей всей ответственности. Родители обязательно должны выполнять домашние задания с ребенком. Что касается музыкальных занятий — дети самостоятельно поют интересные песни, проговаривая нужные звуки, как учила педагог. Таким образом, родители освобождаются от выполнения домашних заданий.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

26 марта 2024
91
Отчет о результатах деятельности КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» за 2023 год
Отчет о результатах деятельности краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» за 2023 год
21 марта 2024
90
Отчет о результатах деятельности КГАУ «Дирекция краевых телепрограмм» за 2023 год
Отчет о результатах деятельности КГАУ «Дирекция краевых телепрограмм» и об использовании закрепленного за ним государственного имущества за 2023 год