Речь дошколят

vrhvnat7.jpgВ последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком.

Уже давно бьют тревогу врачи, которые, в силу своей профессии, имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25 % детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого — растущее число детей, «осчастливленных» собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые — от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие.

Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы, по крайней мере, два условия:

  • включенность речи в активную деятельность ребенка;
  • индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его «детскими словами» типа «бу-бу», «нюка», «люка» и т.п.

Соответственно, для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.

  • Не заменять разговор с ребенком языком «мам и нянь», т. е. не говорить с ним с помощью различных «бу-бу» или «пи-пи». Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.
  • «Не понимать» автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.
  • Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа «Ку-ку» или «Сорока-ворона». Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию.

    Случаи нарушения речевого развития разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату — малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам — логопеду, детскому психологу или невропатологу. Не забывайте, что речь — это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.

    Елена Евченко, руководитель центра раннего развития детей «Аленький цветочек» советует:

    К логопеду лучше обращаться с момента, когда ребенок начинает говорить — где-то с 2 лет. Даже в таком возрасте уже возможно ставить некоторые звуки. На музыкальных занятиях с такими малышами изучают громкие, тихие звуки, делают упор на координацию движения, соединение движения с музыкой, развивают чувство ритма. Разучивают простые песенки с обязательной демонстрацией движений (ручки сложить, ножками потопать и пр.)

    Логоритмика — это комплекс движение-музыка-речь. Состояние речи ребенка тесно связано с его психомоторными функциями, поэтому развивать речь ребенка необходимо одновременно с развитием всех видов внимания и памяти, чувства ритма, мелкой и общей моторики

    На музыкальных занятиях с использованием логоритмики проводятся пальчиковые игры, танцы, упражнения с игрой на детских музыкальных инструментах и пение. В доступной и интересной форме развиваются у детей общие речевые навыки, такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность. Для произнесения ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие и, особенно, звука «р», необходимо наличие сильной направленной воздушной струи. Для этого формируется правильное физиологическое и речевое дыхание.

    В ходе музыкально-дидактических игр проводятся упражнения для язычка, губ, челюсти, таким образом, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Весь речевой материал подкрепляется музыкально-двигательными упражнениями. Знания усваиваются детьми быстрее, т. к. их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

    Работа со специалистами не снимает с родителей всей ответственности. Родители обязательно должны выполнять домашние задания с ребенком. Что касается музыкальных занятий — дети самостоятельно поют интересные песни, проговаривая нужные звуки, как учила педагог. Таким образом, родители освобождаются от выполнения домашних заданий.