Сегодня — день рождения российского Черноморского флота. Точкой отсчета его истории стало 13 мая 1783 года, когда в бухту городка Ахтиар, который через год станет Севастополем, вошли 11 кораблей Азовской флотилии, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии, ставшие ядром русского присутствия на Черном море.
В 1785-м в его составе будет 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судна и 13 тысяч матросов и офицеров. Штаб флота находился в Херсоне. ЧФ пережил возрождение после почти 25-летнего вынужденного пребывания на территории другой страны – сегодня это один из важнейших опор безопасности России на южных рубежах.
В 1836 году началось строительство первой в России железной дороги, соединившей Санкт- Петербург, Царское Село и Павловск. Руководил строительством австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер, ранее предоставивший императору Николаю Павловичу доклад о необходимости строительства в России железных дорог.
Обошлась Царскосельская дорога в три миллиона рублей, работало на строительстве более трех тысяч человек.
Строительство шло не столь гладко. Герстнер, понимая, что он не успевает запустить движение до конца года, предложил для начала открыть один участок, от Царского села до Павловска протяженностью около четырех километров пусть даже на конной тяге — видимо, чтобы царь и публика не разочаровались в проекте. А к нему, кстати, в обществе отнеслись поначалу несерьезно, считая дорогу «увеселительной».
Однако, когда на следующий год из Англии доставили паровоз и оставшуюся дорогу достроили, отношение стало меняться. Глинка даже песню сочинил…