В этот день 1783 года Екатерина Великая подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую Державу». Событие огромное не только по самой обширности территориальных приобретений, но по значимости решенных проблем – весьма давних и острых.
Присоединение Крыма князь Потемкин – под чьим непосредственным руководством и проходил весь этот военно-дипломатический процесс – сравнил с удалением «бородавки на носу», однако сравнение слишком легкое. Все было намного сложнее и трагичнее, чем «бородавка», поскольку Крымское ханство, во-первых, было вассалом Османской империи, природного противника России, а во-вторых, его экономика по большому счету состояла из одной доминирующей отрасли – работорговли. Крымское войско представляло собой идеальную машину для охоты на людей, а безразмерный османский рынок мог поглотить какое угодно количество «живого товара», что в итоге делало практически невозможной оседлую жизнь на всем пространстве южнее Рязани, на юго-востоке современной Украины и даже Польши. Крымское разорение Москвы в 1571 году было порождением того же «экономического» проекта, к счастью, остановленного через год победой русских в битве при Молодях. Жить с такой «бородавкой» пришлось два с лишним века…
Присоединение полуострова, а так же Тамани и Кубани в результате нескольких русско-турецких войн стало капитальным, на века вперед, решением проблемы. Хотя воевать с турками пришлось и дальше – считай, почти все следующее столетие. С 2018 года 19 апреля отмечается как официальная памятная дата.
В 1920 году, сообщает «Исторический календарь Красноярска» Инны Анисимовой, начались занятия в Народной консерватории, т. е. в нынешнем Красноярском колледже искусств имени Павла Иосифовича Иванова-Радкевича – его основателя и первого преподавателя. Обучение было бесплатным, число абитуриентов намного превышало возможности учебного заведения. В первый учебный год, продолжавшийся только четыре месяца, было принято 250 студентов. В сентябре их стало почти вдвое больше. Работало два отделения: исполнительское, где готовили певцов и музыкантов, и инструкторско-педагогическое — для руководителей хоров и преподавателей музыки.