Мультимедийной постановкой «Ермак. Легенда Сибири» завершил гастроли в Красноярском крае Государственный академический омский русский народный хор. Зрители на спектакле и смеялись, и плакали.
Коллектив хора дал в крае 13 концертов: в Канске, Ачинске, Шарыпово, Боготоле, Назарово, Минусинске и Красноярске. Кроме «Ермака», представили и детские спектакли.
Масштабные гастроли стали возможны благодаря поддержке «Росконцерта», говорит начальник коллектива Елена Ермакова.
До Красноярского края мы работали в Новосибирске, Томске, Барнауле, Абакане. Затем проехали Минусинск, Назарово, Шарыпово, Боготол, Ачинск – упор был сделан на Красноярский край. Коллектив посетил те места, в которые без этого мы бы никогда не смогли добраться. С нами ехала большая пятитонная фура: более 300 комплектов костюмов и столько же реквизита. И без федеральных средств мы бы просто не смогли столько городов проехать.
Зритель в небольших городах редко видит профессиональные коллективы подобного уровня, тем более с такими масштабными постановками, как «Ермак». Поэтому приём гостям был оказан очень жаркий.
Мы получили аплодисменты даже там, где не ожидали. И, конечно, в финале, когда зал плачет, мы понимаем, что добились того, чего хотели. У нас финал философский, который даёт возможность каждому задуматься, что произошло при освоении Сибири, заставляет почитать историю Ермака, своей страны. И может быть, даже разобраться в том, что происходит сейчас, — говорит Елена Ермакова.
Съёмки киночасти проекта проходили специально зимой, чтобы на экране были подлинными и снег по колено, и пар изо рта, и застывшие на морозном ветру руки.
Хореографические приёмы использовались на стыке жанров – с включением фольклорных, классических, современных элементов. Постановщикам удалось применить всё, что работает на их идею.
Разнообразно в проекте и музыкальное сопровождение. Для него использовались только подлинные напевы, которые прошли вековую проверку.
В партитуру вошёл фольклор как сибирских регионов, так и Поволжья, откуда отряд Ермака выдвигался. Напевы дошли до нас в простом виде, порой одноголосными, но были специально аранжированы для профессионального коллектива.
Также в проекте используются инструменты, которые погружают в русский звуковой колорит эпохи завоевания Сибири. Так, оркестр использует колесную лиру. Ещё в арсенале музыкантов так называемая чель – инструмент, объединяющий качества гудка и виолончели. Он создан специально для постановки и даёт настрой на древние лады, рассказала gnkk.ru главный хормейстер хора Галина Поддубная.
Артисты признаются, что больше нигде их так горячо не принимали, как в малых городах Красноярского края. Именно у нас они окончательно убедились, что спектакль, поставленный ещё в прошлом году, попал точняком в сегодняшнюю ситуацию. В Минусинске зал рыдал, а в Шарыпово зрители кричали: «Спасибо за память!».
Легендарный покоритель Сибири в спектакле предстаёт, прежде всего, как человек. Этой, безусловно, неординарной личности свойственны и ошибки, и страх, и боль, и сомнения. Да и гордыня у него – вполне человеческая.
Ермак – спорная личность. Но именно после его похода в Сибирь Россия всего за 80 лет дошла до Тихого океана, — говорит главный балетмейстер хора Зуфар Толбеев. Он подчеркивает, что в спектакле постарались объединить не только различные жанры, но и исторические версии: — Сценическое воплощение очень разнообразное. Эта постановка — удачный симбиоз жанров. Мы постарались, чтобы были и смех, и слезы. И самое главное, чтобы люди задумались… Мы больше задаем вопросов, чем даем ответов.