Контент на YouTube часто формирует у детей клиповое мышление, говорят красноярские эксперты. Оно может привести к ухудшению обучаемости и неверному восприятию моральных ценностей. Вернуть внимание и концентрацию впоследствии сложно. А, увидев неприемлемые сцены, ребенок 10–11 лет с незрелой психикой и слабо развитым критическим мышлением, может принять их за стандарт поведения.
В частности, о таких последствиях частого взаимодействия с видеоконтентом соцсети, рассказала школьный психолог красноярского лицея № 1 Анна Верещагина. Она отмечает, что настройка родительского контроля также не всегда ограждает от опасности.
Чаще всего родители ставят запрет, чтобы ребенок не наткнулся на порнографию или сцены насилия. Я считаю, что большинство запретов провоцируют интерес. Ребенок может согласиться с мнением родителей, но он обязательно найдет и посмотрит то, что хочет, — отметила Анна Верещагина.
Совет психолога родителям — выстраивать доверительные отношения с детьми. В таком случае ребенок без стеснения сможет обсудить увиденное со взрослыми, что поможет решить проблему.
Нарушение сна — еще одна проблема, к которой может привести неумеренный просмотр контента на YouTube, считает воспитатель года-2020 в Красноярском крае Алена Кондрашова.
Если помните, раньше детские передачи завершались легендарной «Спокойной ночи, малыши!». Это намекало на то, что больше для детей ничего сегодня не планируется. Сейчас инфопоток не зависит от времени, видеохостинг доступен пользователям в режиме 24/7. Нужно помнить, что просмотр динамичных мультфильмов на ночь однозначно вредит сну, — объяснила Алена Кондрашова.
Еще одно последствие — шок. Педагог-психолог и директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» Людмила Скакун отмечает, что часто родители узнают о том, что ребенок попал под опасное влияние видеохостингов, по внешним признакам.
В сети, кроме полезного, есть и то, что может нанести ребенку психологический вред, ввести его в шоковые состояния. Родители могут и не знать об этом, а ребенок внешне изменится, станет замкнутым, тревожным, плаксивым, начнет цепляться за взрослых. Поэтому родители должны быть в курсе, чем интересуются дети, — считает Людмила Скакун.
Она тоже рекомендует обойтись без строгих запретов. Вместо того, чтобы отнимать у детей гаджеты, лучше помочь им использовать интернет как полезный инструмент, когда необходимо, например, подготовить проект или выполнить домашнее задание.
Также эксперт добавила, что в первую очередь родители должны следить за собой. Если дети видят, как взрослые сами постоянно «серфят» соцсети, то просто скопируют эти модели поведения.