Социологи считают, что с середины XX века сменилось как минимум четыре поколения молодежи, имеющих свои уникальные черты и особенности.
Так, беби-бумеров (послевоенное поколение рожденных с 1944 по 1963 год, в эпоху беби-бума и оттепели) отличают патриотизм, коллективизм и трудолюбие, умение многое делать руками, экономность.
Следующее поколение X — родившихся с 1964 по 1984 год (поколение пепси). Их отличает стремление к индивидуальности, практичность, но экономность в них может легко сочетаться со склонностью к незапланированным покупкам. Их ценность – самореализация при хорошей зарплате. Карьеру они готовы строить десятилетиями на одном рабочем месте.
Поколение Y — родившиеся с 1985 по 2003 год, миллениалы. Их особенность — большая зависимость от соцсетей. Они ценят эмоции, следят за лидерами мнений и часто зависимы от их суждений. Легко принимают перемены и расстаются с деньгами, но стремятся заработать быстро. Главная ценность — самовыражение.
Во время переписи 2002 года численность россиян поколения X (тогда это был возраст возрасте от 15 до 29 лет) составляла 34,9 млн человек. Доход от трудовой деятельности как единственный источник средств к существованию тогда назвали 13,9 млн (40,2 %) молодежи в РФ, стипендию — 525 тыс. человек (1,5 %), находились на иждивении 9,5 млн (27,6 %).
Перепись 2010 года показала, что число россиян в возрасте от 15 до 29 лет (поколение Y) сократилось до 32,5 млн человек. Трудовую деятельность как основной источник средств к существованию назвали 16,7 млн миллениалов (52,9 %). На стипендию жили 578 тыс. человек (1,8 %). Число иждивенцев насчитывало 11,5 млн человек (36,3 %).
Информация, которая будет получена во время переписи в апреле 2021 года, поможет выяснить, чего ждать от нового поколения Z (зумеров) — современных школьников и студентов. Но уже сейчас очевидны некоторые их особенности: они всегда онлайн, быстро меняют цели и предпочтения, не признают авторитетов, стремятся к разнообразию во всем. Деньги для них — не главное. Не привыкли к физическому труду.
Кстати, эксперты заметили, что вслед за техническим прогрессом поколения сменяются гораздо быстрее. На смену зумерам уже приходит очередное поколение Альфа-детей, которые «рождены с планшетом в руках». Их установки и ценности еще предстоит изучить. Но уже отмечается, что альфа отличаются большей любознательностью, чем предыдущие поколения.