Партнеры «Сибирской Барселоны»: Алексей Ивахов про работу в новых экономических условиях

Партнеры «Сибирской Барселоны»: Алексей Ивахов про работу в новых экономических условиях
Партнеры «Сибирской Барселоны»: Алексей Ивахов про работу в новых экономических условиях
Фото предоставлено ФК «Енисей»

Спорт в период изменений находится под особым давлением. Если ранее у профессиональных команд стояла задача на рост, то теперь некоторые команды пытаются все сохранить. Красноярский футбольный клуб «Енисей» в этом плане — исключение. Сибиряки продолжают работать на рост — ищут партнеров, спонсоров, привлекают новые ресурсы и международные компании. В этом им помогают результаты и болельщики, которые сопровождают команду в разных городах страны. Узнали у главного тренера ФК «Енисей» Алексея Ивахова, как клуб работает в новых экономических реалиях и нужны ли «Енисею» новые партнеры.

— Прошло достаточно времени, когда клуб объявил публично о поиске партнёров. Почему это было нужно в 2022 году, когда у команды были, наверное, самые яркие результаты за всю историю, если не брать выход в РПЛ?

— Действительно, в 2022 году «Енисей» очень успешно выступал. Показывал яркий, эффективный футбол. Буквально «взорвал» своими результатами в Кубке России. Команда имеет свой стиль, она является самобытной. Бренд ФК «Енисей» все больше слышен в СМИ, в том числе на главном спортивном телеканале. Конечно, чтобы развиваться, нужна поддержка, а футбольный клуб «Енисей» — единственный в Первой лиге, у которого три профессиональные команды: женская, вторая команда и главная мужская. Идет в хорошем плане «битва» футбольных регионов за первые места, и, конечно же, здесь, учитывая, что государственная субсидия на развитие профессионального спорта стабильная, клуб постоянно взаимодействует с партнерами. Но нужно еще больше средств, чтобы конкурировать с лучшими футбольными проектами страны.

— Сейчас ФК «Енисей» нуждается в партнерах? В чем особенность проекта для них?

— Клуб нуждается в партнерах. Самое главное — наш продукт. ФК «Енисей» производит зрелище для болельщиков — это бренд Красноярского края. Важно, что спортсмены, работники и менеджеры клуба ставят перед собой максимальные задачи. Те средства, которые клуб привлекает за счет партнерских взаимоотношений, они усиливают клуб и дают возможность развиваться. Это помогает быть конкурентоспособными в Первой лиге, а в дальнейшем мы планируем конкурировать с самыми большими клубами страны, а это проекты с очень большими бюджетами. Они несравнимы с нашими на данный момент.

— Какой интерес кому-то вообще поддерживать «Енисей»? Клуб базируется далеко от Москвы, а этот факт уже автоматически обрезает связь со многими интересантами.

— Интерес прежде всего у тех компаний, которые работают с населением Красноярского края. Нужно понимать, что ФК «Енисей» — это уже известный бренд на территории страны. Хорошая игра и футбольный стиль позволяют о нем все больше говорить на федеральных каналах. Мы уже сейчас получаем разные предложения от партнеров. Чувствуем, что интерес к нам есть — это плоды работы вчерашнего дня.

— Как недавно стало известно, у ФК «Енисей» появился международный партнер? 

— Да, мы этому рады. Уже иностранные компании обращают внимание на наш футбольный клуб. Действительно, мы находимся далеко от Москвы, но мы интересны иностранной компании. Это говорит о том, что мы на правильном пути, и невозможного мало, а то направление стратегическое, которое мы выбрали, его нужно дальше продолжать и улучшать.

— Для команды Первой лиги — это успех? 

— Конечно, это успех. У ФК «Енисей» всегда есть креативные моменты. Мы, например, единственный профессиональный спортивный клуб, у которого есть своя мобильная связь. Это продукт не только технологичный и интересный, но и полезный для болельщиков, жителей края. И таких вещей у нас много, мы стараемся быть еще более нужными для разных наших аудиторий.

— В Красноярском крае многие явно знают или слышали про проект «Енисейская Сибирь». Но проект, если мы говорим про ассоциации, чаще приравнивают к экономическому и чему-то большому. Как удалось «Корпорацию развития Енисейской Сибири» связать с ФК «Енисей»? Какая от этого польза клубу и Красноярскому краю? 

Подписание соглашения о сотрудничестве между «Корпорацией развития Енисейская Сибирь» и футбольным клубом «Енисей»

— «Енисейская Сибирь» и ФК «Енисей»… ключевое все же тут Енисей. Наверное, «Енисейская Сибирь» и ФК «Енисей» — это продвижение региона через эти две сильнейшие организации. Тут нас объединяет Енисей. «Енисейская Сибирь» через футболистов и правильный пример увидела, что можно продвигать ценности региона на территории страны. Действительно, наши ребята — это красноярцы, а «Енисейская Сибирь» — это большая корпорация, через которую мы можем продвигать и спорт, и Красноярский край в тех городах, где мы играем.

— Такие партнерские проекты как-то сказываются на команде? Есть, может, какой-то управленческий ход, когда хорошие игроки в Сибирь не едут, но стоит только объявить о партнерстве или спонсорах — они соглашаются? 

— Вы знаете, когда предлагаешь или подписываешь сотрудничество с профессиональными футболистами — тут каждый нюанс играет свою роль. Конечно, удаленность от Москвы, климат и конкуренция с другими регионами идут не всегда в нашу пользу. Но все, что мы обещаем футболистам, — мы всегда выполняем. Самое главное, что футболисты, когда собирают информацию про «Енисей», они понимают — в Красноярске стабильно в последнее время растут и сами спортсмены, и тренеры. «Енисей» — это платформа, с помощью которой можно запрыгнуть в команды Премьер-лиги. Не секрет, что «Енисей» сейчас называют «Сибирской Барселоной», а команда играет в умный и интеллектуальный футбол. Когда ты разговариваешь с футболистом, конечно, тут несколько факторов влияет, чтобы его убедить перейти в «Енисей». Финансовый эквивалент важен, но есть и другие бонусы, благодаря которым удается работать с теми, кто нам близок по философии футбола. Красноярский клуб не имеет тех финансовых возможностей, которые имеют лидеры Первой лиги, но деньги не самое главное. В моем понимании, главное — развитие карьеры игрока. Вот в «Енисее» умеют развивать карьеры игроков. В этом наш большой плюс.

— Вы сегодня главный тренер, но еще «вчера» были главным управленцем в клубе. Поэтому вопросы с точки зрения экономических и управленческих направлений для вас, наверное, не являются чем-то образным. Поэтому задам вопрос, который интересует многих, в том числе любителей помечтать. Футбольная команда сегодня — это потребность, мечта или очень дорогая игрушка? 

— Это потребность, безусловно. Футбол — это самая народная игра. Это возможность гордиться своей командой, быть причастным к ее победам. У ФК «Енисей» есть болельщики, их много, но мы стараемся сделать так, чтобы было еще больше. Команда в последние годы играет в атакующий, комбинационный и результативный футбол, который привлекает болельщиков. Интерес к футбольному клубу со стороны болельщиков очень большой. Тут есть социальная направленность и хороший пример для молодежи.

Возможность есть гордиться красноярской командой. Футбол — это спорт, страсть, игра, гордость и душа. Во многих странах, например, Испании, Бразилии и Аргентине, — там это вообще религия. Нам бы хотелось, чтобы Красноярский край был футбольным краем. У нас любят футбол, а наш болельщик — это эстет и человек, которому важно, как достается спортивный результат. Нашим болельщикам важно, чтобы победы были добыты при красивой комбинационной игре.

— На каких условиях ФК «Енисей» планирует развиваться в новой реальности, если брать экономическую составляющую? Нет планов по работе с азиатскими партнерами? 

— Нужно, чтобы цели совпадали. Наша задача сделать так, чтобы люди, которые вкладывают в партнерство свои средства, как правило, были довольны взаимодействием. Это может быть и улучшение своих продаж, и какая-то имиджевая реклама. Для нас одна из главных целей — создание преференций для наших болельщиков. Конечно, нам хочется большего здесь и сейчас, но спортивный маркетинг так еще не апробирован в некоторых моментах. Я четко понимаю, что во всем мире спорт — это возможность продвижения любого продукта, любой компании. Люди, которые приходят на матч, — они получают два действия: предматчевое шоу в виде «матч дэй» и сам футбол с эмоциями и зрелищем. Поработать же можно с людьми, которые приходят на футбол, лично. Они могут увидеть и потрогать ваш продукт.  Человек в момент игры получает эмоции: голы, момент радости, единение. Любой матч — это отдельная жизнь, нельзя повторить игру. Это не спектакль. Люди, которые приходят на футбол, — они приходят за эмоциями.

Болельщики запоминают этот матч. Поэтому во всем мире продвижение компаний через футбол очень здорово работает. Но мы же понимаем, что живем в Красноярском крае, а у нас «Енисей» — флагман футбола. Есть партнеры-компании у нас, но мне бы хотелось, чтобы их было больше. Чтобы мы все объединились и гордились нашей командой. Если мы работаем в Красноярском крае, зарабатываем деньги, то давайте оставлять часть возможностей на спорт, чтобы все вместе мы болели, гордились и побеждали. По азиатским партнерам — уже идет взаимодействие с китайскими организациями. Это что касается автопрома и современных технологий. Кроме того, обсуждаем выездные дружеские матчи в Пекине и Красноярске. Это касается не только профессиональных футболистов, но и спортивной школы и молодежных команд.

— Какую роль в экономике «Енисея» играет маркетинг? Мы не говорим про коммуникационную часть, в которую входят, например, соцсети. Вопрос больше про сам «продукт». Какой «продукт» вы продаете зрителям сейчас и какой планируете продавать в ближайшем будущем? Можно ли говорить, что пока «Енисей» про маркетинг думает в последнюю очередь, или я ошибаюсь?

— Мы не думаем про него в последнюю очередь. Это целая отрасль. В моем понимании, спортивный маркетинг сейчас в России на зачаточном уровне. Здесь найти узкоспециализированных специалистов очень тяжело. Поэтому нашим сотрудникам приходится учиться и по крупицам собирать все нужное, чтобы продвигать клуб в этом направлении. Это наш потенциал. Мы уделяем этому большое внимание. Есть и свои ограничения — мы автономная некоммерческая организация, но при этом нам надо, мы вынуждены и мы хотим зарабатывать все больше внебюджетных средств, чтобы направлять на развитие клуба, но сам статус вводит в некоторые ограничения.

— Последний год министерство спорта Красноярского края сфокусировалось на организации событий. То есть спорт стал все больше включать в себя элементы шоу. Это мы могли видеть на матче звезд хоккея или, например, недавно на матче студентов-баскетболистов. Стоит ли ожидать от футбольного «Енисея» подобных шоу-матчей? Все же хороший пример баскетбольного «Лейкерс» показывает, что путь в сторону шоу — это еще один пункт и для работы с болельщиками, и для прибыли, и для имиджа команды. 

— Все правильно. Я полностью с этим согласен. В спорте обязательно должно быть шоу. Мы конкурируем сейчас с телевизором, компьютером, театром, кинозалами. Люди, которые приходят на футбол, они должны получить и часть шоу. Я горжусь, что мы завоевали «семейные сердца», к нам сейчас ходит семейная аудитория. У нас перед матчами есть семейные локации, где можно получить дополнительное образование, развлечения. Такие шоу-проекты позволяют перетягивать аудиторию в мир спорта и правильный социум, в том числе молодое, семейное поколение. К нам и женская аудитория приходит, но хотелось бы еще больше.

Мы планировали в прошлом году сделать матч звезд футбола России и ветеранов красноярского футбола, у нас есть такая команда — они активно участвуют и работают с молодым поколением в малых городах края и Красноярска. Поэтому мы планируем в этом году провести этот матч. Это дело затратное, это сразу же внебюджет клуба. Но мне хотелось бы, чтобы средства, которые зарабатываем, тратили бы и на такие шоу-матчи, но при этом они были бы и рентабельными.

— Говорить, конечно, рано, но у ФК «Енисей» сейчас есть шансы на возвращение в РПЛ. Если мы сильно «забежим в будущее» и представим, что команда выходит. Что дальше? У красноярского футбольного клуба «Енисей» есть планы на поиск партнеров, спонсоров для такой «тяжеловесной» лиги в плане расходов? Или, может, уже кто-то обещал при определенных условиях оказать финансовую поддержку?

— Сам факт того, что команда выходит в РПЛ, — он сам притягивает партнеров. Команды, которые играют там, получают часть бонусов от продажи телетрансляций. Но у нас уже есть партнеры, договоры с которыми предусматривают значительное увеличение вложений в ФК «Енисей», если клуб выйдет в РПЛ. Здесь нам всем хотелось бы, и мне лично хочется, чтобы красноярский клуб вышел в элитный дивизион, но был там конкурентоспособен не только по игре, но и по финансовым возможностям, маркетингу, проведению шоу, привлечению болельщиков. По многим аспектам мы уже находимся на хорошем уровне и делаем то, что клубы РПЛ не делают, но нам еще много предстоит работы, чтобы играть в РПЛ. Нужно соответствовать всем требованиям. Мы любим быть креативными, самобытными — в этом наша сила. Сибиряки — это трудолюбивый народ. Люди, которые тут работают, не получают самые большие деньги, но при этом решают многие вопросы и всей душой стараются быть полезными клубу. С таким отношением мы способны добиться хороших результатов.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

2 марта 2023
В Красноярске подорожали билеты на футбол. Что по этому поводу говорят в ФК «Енисей»
Билеты на футбольные матчи красноярского «Енисея» подорожали на 100 рублей. Об этом стало известно накануне. 28 февраля «Енисей» анонсировал первый
1 февраля 2023
«Оцелул» из Румынии отказался от товарищеской игры с «Енисеем» за час до начала матча
Футбольная команда из Румынии «Оцелул» решила отказаться от проведения товарищеского матча с красноярским «Енисеем», который сейчас находится на сборах в
8 января 2023
Футбольный тренер Вадим Гаранин возвращается в «Енисей»
Об этом Вадим Гаранин рассказал спортивному изданию. Он подтвердил, что возвращается в красноярский клуб «Енисей» вместе с тренерским штабом. Издание утверждает,