В рамках рабочего визита в регион помощник президента России Максим Орешкин побывал на Красноярском алюминиевом заводе компании РУСАЛ.
В частности, Максиму Орешкину рассказали о том, как под руководством искусственного интеллекта работает система эковидеомониторинга электролизных корпусов КрАЗа. Через комплекс видеокамер, которые установлены по периметру цеха, нейросеть следит за состоянием оборудования. О любом отклонении сообщает сотрудникам. Это позволяет быстрее реагировать на случаи разгерметизации и лучше контролировать уровень выбросов.
Инженеры завода не останавливаются на достигнутом уровне цифровизации – они уже интегрировали в нейросеть проект управления промышленным транспортом.
Также гостям представили экспериментальный участок для испытания технологии инертного анода. Этот проект исключит вредные выбросы при производстве металла на 100 процентов. На КрАЗе уже проводятся опытно-промышленные испытания технологии.
Максиму Орешкину и Михаилу Котюкову рассказали и о глобальной перестройке КрАЗа, подготовка к которой уже началась. Для внедрения наиболее экологичных технологий старые корпуса КрАЗа не годятся, поэтому РУСАЛ пошел на кардинальные меры — решил снести 11 из 23 электролизных корпусов.
Их отключение и демонтаж начнется в 2027 году, а сейчас идет подготовка площадки под строительство новых: расчищают территорию, сносят ставшие ненужными постройки.
На этом месте возведут два новых цеха. Они будут начинаться на КрАЗе на месте корпусов 13—16 и протянутся на 1300 метров в сторону КраМЗа. Два новых корпуса по мощности заменят половину старых. Электролизеры в них будут работать на технологии предварительно обожженных анодов, которая полностью исключает выбросы бензапирена и 2/3 фторидов. Часть освободившейся территории займет парк для заводчан.
Новые корпуса КрАЗа будут оснащены технологией РА-550 – сегодня в мире лучше нет способа производства металла, – рассказал Виктор Манн, технический директор РУСАЛа, – у этой технологии лучшие показатели, и она отличается самыми незначительными выбросами.
КрАЗ будет перестраиваться поэтапно. Первая фаза строительства запланирована на 2023—2027 годы, вторая — до 2031-го.
Перестройка КрАЗа даст большой экономический эффект для города и края. На этапе стройки появятся новые рабочие места, ряд заказов получат подрядчики. Как следствие, вырастут и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Пик инвестиций придется на 2022—2027 годы.