На медиафоруме «Енисей» генеральный директор аналитического отдела ВЦИОМ Валерий Федоров представил исследование о том, как россияне потребляют новости и насколько доверяют журналистам.
Участникам опроса предложили по семибалльной шкале оценить важность того, чтобы СМИ говорили правду о происходящем в стране. Средний балл оказался очень высоким — 6,52. Но когда респондентов попросили отметить, насколько это требование реализуется сегодня, показатель упал до 4,13. Разница между ожиданиями и реальностью демонстрирует явный кризис восприятия журналистики.
При этом уровень доверия к традиционным каналам информирования все еще выше, чем уровень недоверия. Федеральным телеканалам, скорее, доверяют 50 %, чем не доверяют — 30%. Региональные от федеральных отстают ненамного: 45 % против 25 %. Печатная пресса сохраняет положительный баланс доверия: 24/22 % на федеральном уровне и 27/22 % в регионах. Радио также остается «в плюсе»: федеральному — 31/23 %, региональному — 30/22 %.
Доверие к интернет-источникам более неоднородно. Официальные сайты, новостные и аналитические ресурсы остаются наиболее надежными в цифровой среде — 37 % доверяют, 29 % не доверяют. Телеграм-каналы почти уравняли показатели — 33/30 %. А вот социальные сети и блогеры вызывают у россиян заметно меньше доверия — 23 % против 44 %. Мессенджеры тоже оказываются в зоне недоверия — 24/37 %.
Люди сегодня ищут не столько факты, сколько смыслы и эмоции, — подчеркнул Валерий Федоров.
По его словам, проблема не во лжи, а в том, какую правду аудитория готова услышать и как СМИ адаптируются к новой информационной реальности.
Почти каждый второй россиянин признает, что избегает некоторых тем или источников. 23 % опрошенных стараются сознательно контролировать, что читают и смотрят. Но примерно столько же — не контролируют потребление вовсе. Привычка осознанно фильтровать информацию все еще не стала массовой.
Исследование выявило еще один любопытный эффект: «фантомные новости». Это ситуации, когда человек уверен, что видел новость, которой на самом деле не было, — мозг достраивает ее из фрагментов информации. С таким явлением сталкивались 65 % россиян. Особенно часто это отмечали молодые пользователи — зумеры. По словам эксперта, это может быть связано с более поверхностным знакомством с новостями: быстрый просмотр вместо вдумчивого прочтения.
Информационный поток растет, и современная журналистика, как отмечает Валерий Федоров, вынуждена не только информировать, но и защищать аудиторию от переутомления.



