В национальном парке «Шушенский бор» у стрекоз необычно долго в этом году продолжается сезон размножения. Обычное его время — август и сентябрь, уточнили в научном отделе парка.
Первые заморозки октября неблагоприятны для насекомых. Некоторые из них, например, божьи коровки, вырабатывают своеобразный антифриз — глицерин и сахар — против замерзания. Бабочки на стадии имаго прячутся в расщелины скал, трещины в коре деревьев, укрываются крыльями и засыпают до весны. Пчелы впадают в особое состояние, похожее на анабиоз позвоночных. А стрекозы пережидают зиму лишь в виде личинок, в воде, дышат жабрами и не замерзают. Взрослым представителям этого вида зиму не пережить — к концу осени все они погибают. Но перед завершением жизненного цикла стрекозы спешат исполнить последний танец-предназначение, оставив после себя новое поколение.
Сжатобрюхи (самые распространенные стрекозы в Перовском лесничестве парка) пользуются последними солнечными днями для спаривания. Этот сезон в нынешнем году затянулся до октября.
Эти насекомые способны спариваться в воздухе – на лету. Оплодотворение может длиться несколько часов, и время от времени стрекозы опускаются на землю для отдыха. «Не размыкая объятий», как выразились в научном отделе «Шушенского бора». После интимной близости стрекозы вместе отправляются на берег водоема со стоячей водой. Там «девочка» откладывает яйца. Личинки ведут подводный образ жизни. С наступлением тепла они выберутся на сушу, сбросят шкурку и примут привычный людям облик стрекоз.
Фото Элинор Пэйт