Завершен полевой этап Большой норильской экспедиции, в которой участвовали ученые из 14 институтов Сибирского отделения Российской академии наук.
Они собрали на Таймыре несколько тысяч проб воды и грунтов, образцов живых организмов и провели приборные измерения. Теперь собранные материалы будут изучать в лабораториях и проводить комплексный анализ данных.
Как рассказал руководитель полевого экспедиционного отряда, кандидат технических наук Николай Юркевич из новосибирского Института нефтегазовой геологии и геофизики, график работ был оптимально продуман во времени и в пространстве.
– В конце сезона погода уже начала создавать нам препятствия, – поделился Николай Юркевич. – Так, из-за сильнейшего ветра на озере Пясино пришлось свернуть буровые работы на водной поверхности.
Дальнейшие исследования будут проводиться в лабораториях институтов Новосибирска, Томска, Барнаула, Якутска и Норильска. Они рассчитаны минимум на три месяца. Ученым предстоит получить точные контуры пятна загрязнения после майской аварии на ТЭЦ-3 под Норильском, выяснить наличие нефтепродуктов в живых и неживых объектах, установить хронологию антропогенных загрязнений на полуострове и т. д. Отчет ученые должны подготовить к декабрю.
– Научным результатом экспедиции должно стать нечто намного большее, чем комплексная картина последствий конкретного события или совокупности событий, – поделился научный руководитель Большой норильской экспедиции – председатель Сибирского отделения РАН, академик Валентин Пармон. – Нам необходимо создать целостные модели устойчивого и безопасного взаимодействия человека с окружающей средой в Арктике.
Валентин Пармон особо отметил эффективное взаимодействие СО РАН и «Норникеля» в организации и проведении экспедиции:
– Компании было важно не просто выявить уровень конкретного загрязнения, а обеспечить, во-первых, всесторонние, и во-вторых – объективные и качественные исследования. Мы заранее договорились, что экспедиция не ограничится территориями вблизи ТЭЦ-3, а обследует ряд удаленных участков, чтобы собранный материал и его анализ послужили интересам многих субъектов, работающих в Арктике. При этом в ходе полевых работ наши ученые не испытывали никаких проблем с транспортом, топливом, снаряжением и всем остальным.