Результатами интересного исследования поделились сотрудники Сибирского федерального университета. Благодаря финансовой поддержке РФФИ, они изучили политику страны в отношении коренных народностей, проживающих на территории Эвенкийского и Таймырского национальных округов в 1920–1970-е годы.
Впервые изучив ряд исторических источников, хранящихся в архивах Эвенкийского муниципального района и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, мы получили представление о событиях и художественных практиках, которые помогли сделать эти народности частью многоликой и разнообразной советской культуры, — рассказала руководитель исследования, доктор философских наук, профессор СФУ Наталья Копцева. — Нас интересовало культурное развитие эвенков, ненцев, энцев, долганов, селькупов и нганасан, которые в настоящее время проживают на северных и арктических территориях Красноярского края.
Ученые пришли к выводу, что государство придавало большое значение изучению культурных, экономических и социальных особенностей каждой национальности. Меры для ликвидации безграмотности принимались масштабные и это потребовало огромных средств.
Разрабатывалось методическое сопровождение программы всеобуча, массово издавалась литература для школьников, велась работа культурно-просветительских учреждений, школ, комплексных техникумов для взрослых, рабфаков по народному образованию, — рассказала доктор культурологии, профессор СФУ Юлия Замараева. — Количество школ выросло с 232 до 322, 185 из них были национальными.
Был утвержден алфавит для 16 северных языков, впоследствии изданы на них учебники. Для изучения фольклора местных народов организовывались научные экспедиции в отдалённые поселки. В северных школах начали обучать иностранным языкам — английскому, французскому, немецкому.
В начале 70-х акцент делался уже на сохранение северных языков и поддержку этнокультурной идентичности среди детей коренных малочисленных народов Севера.