С 1 апреля в силу вступают новые требования Банка России к продажам полисов инвестиционного страхования жизни. Нередко клиентов финансовых учреждений вводили в заблуждение, предлагая им заключить договор якобы о банковском вкладе с повышенной ставкой. На самом деле речь шла именно о полисе страхования.
Руководитель департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния в интервью «РГ» пояснил:
— Те, кто продает такие продукты, включая посредников, должны будут сообщать клиентам о том, что инвестиционное страхование жизни не является, например, банковским депозитом, что вложенные деньги государством не страхуются, что инвестиционный доход не гарантирован.
Инициатива подобного регулирования появилась не на пустом месте: известно немало случаев, когда клиенты заключали договор именно о страховании, а потом с удивлением обнаруживали, что с их «вклада» невозможно снять деньги с прописанным в договоре процентом. В 2018 году доля таких обращений в общем количестве жалоб, поступивших в Банк России, увеличилась более чем в два раза.
Сам по себе полис инвестиционного страхования жизни – легальный финансовый инструмент. Но он не соответствует ожиданиям тех людей, которые заключают договор о вкладе.
— Человеку, плохо ориентирующемуся в финансах, сложно вникнуть во все нюансы, — говорит Филипп Габуния. — Хотя даже примерно разбираясь в финансах, но не понимая, какая часть вложенных в инвестиционное страхование средств идет на формирование инвестиционного дохода, а какая — на другие расходы, очень сложно спрогнозировать реальную доходность. Кстати, сейчас она в среднем не просто ниже той, что может дать банковский депозит, она отрицательная.
Если вы столкнулись с нарушениями в отделении банка, можно написать соответствующее обращение в Интернет-приемную Банка России.