Сегодня в студенческой поликлинике СФУ прошла донорская акция ФМБА России «Помоги ближнему». Кровь сдали несколько добровольцев. Теперь они попадут в регистр доноров костного мозга. Их клетки потребуются, если генетический код совпадет с данными пациента, нуждающегося в пересадке.
Университетская поликлиника наряду с другими подразделениями ФМБА России и Красноярским краевым центром крови принимает и регистрирует всех добровольцев, у которых есть желание спасти чью-то жизнь. Обратиться может каждый, у кого нет противопоказаний. Важен и возраст — донором может стать взрослый человек от 18 до 45 лет.
Пополнять список потенциальных доноров очень важно: в России ежегодно тысячи человек узнают о том, что у них имеется злокачественное заболевание крови. Примерно каждый пятый из таких пациентов нуждается в пересадке костного мозга. Но найти подходящего донора бывает очень непросто.
Порой для тех пациентов, которые страдают такими заболеваниями, трансплантация становится единственным шансом на спасение, – поясняет Татьяна Дроздова, заведующая медицинским центром СФУ. – Количество людей, которые состоят сейчас в регистре, недостаточно для того, чтобы оказать помощь всем нуждающимся. Донор и реципиент должны совпадать по генетическому коду, чем больше людей будет в регистре – тем больше вероятность найти подходящего донора.
После забора крови на иммунологическую совместимость, ее направят в Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови Федерального медико-биологического агентства, где проведут типирование (определение генетического кода), и сведения будут занесены в российскую базу.
Если материал донора подойдет одному из пациентов, человек получит сообщение о приглашении в клинику.
Жительница Красноярска Владислава Александрович несколько лет назад смогла спасти человека.
Три дня ставят специальный препарат, который «выгоняет» стволовые клетки в кровь, потом идешь на донацию, – вспоминает она.– Кровь прогоняют через аппарат, выделяют стволовые клетки, все остальное возвращают. В моем случае процедура заняла четыре часа. Через полгода мне врачи написали, что пациент — это был молодой парень 16 лет — в ремиссии, все хорошо. Спустя пару лет после донации получила еще одно письмо, что он здоров, учится в университете.