Ни «Мохнатого шмеля», ни обворожительного Никиты Михалкова. Опера «Бесприданница», которая в конце ноября вышла на подмостки Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского, ничем не напоминает известный рязановский «Жестокий романс». У нашей бесприданницы свой смысл, свои посылы, и герои другой харизмы.
Непохожая на других
О «Бесприданнице» в Красноярском оперном говорят: «Она вернулась на сцену». И действительно, опера была написана Даниилом Френкелем еще в 1906 году. Это одна из последних его работ по одноименной пьесе Александра Островского. В 1959 году ее поставил Ленинградский малый оперный театр. И все, молчок. Опера как будто умерла или уснула на долгие 60 с лишним лет. И вот – пробуждение в Красноярске.
Даниил Дмитриев – молодой режиссер. Именно он вместе с художником Марией Высотской взялись за постановку старинной оперы.
Я несколько раз прослушал музыку Френкеля. И честно сказать – она меня не впечатлила, — рассказывает Даниил Дмитриев. – Только с третьего-четвертого прослушивания понял, что она идеально подходит для тех обстоятельств, которые происходят на сцене, и того текста, что поют герои.
Режиссер говорит: в своей постановке хотел показать вечную проблему – люди разучились любить. Это препятствие было характерно и для начала 20-го века, когда писалась опера, и для 21-го века, когда молодая команда взялась за ее постановку.
С моей точки зрения, основной вопрос – почему все мужчины любят Ларису, хотят ею обладать, но жениться не стремятся? — делился мыслями перед премьерным показом Даниил Дмитриев. – Мне кажется, Лариса притягивает всех мужчин, как человек искусства. Она и есть искусство! Она поет, танцует, рисует. В мире дельцов она как белая ворона. Этим и манит к себе. К тому же она хороша собой. Но главная ее черта – непохожесть на других.
Еще одна черта Ларисы – отсутствие расчетливости. Деньги на содержание дочери – гардероб, стол, выезд – добывает мать. Она одного поля с купцами, которые думают только о барышах.
А Лариса – любит. И любит беззаветно того, кто когда-то бросил ее и уехал за барышами, длинными деньгами.
Но отвечает ли ей взаимностью Паратов? Большой вопрос. Хотя по задумке режиссера чувство к Ларисе все же живет где-то глубоко в его душе. Но он вынужден сопротивляться ему как истинный купец, думающий прежде о выгоде, а потом уже об эмоциях.
Остальные – Вожеватов, Кнуров, да и тот же Карандышев – каждый преследуют свою цель, ухаживая за Ларисой. Первые – хотят приобрести ее в содержантки, последний – покрасоваться самому за счет прекрасной жены.
Время действия в спектакле – начало 20-го века, дореволюционная Россия, — говорит режиссер. – Но такие взаимоотношения будут понятны и современному зрителю. К сожалению, ничего не меняется. Не раз слышал от женщин, что мужчины сегодня не умеют ухаживать, не стараются проявить себя с романтичной стороны. Стремятся сразу овладеть.
Не скатиться до кино
Режиссер намеренно не вводил в постановку штучек из всеми любимого рязановского фильма. Перед премьерой Даниил Дмитриев признался: до начала работы над «Бесприданницей» не смотрел это кино. И когда актеры старались «скатиться» к киношным образам, останавливал их, категорически запрещал это делать.
Если копировать кино, сравнение будет не в нашу пользу, — признает постановщик.
Но зритель невольно сравнивал – Михалкова и Бочарова в роли Паратова или Мягкова и Колобова в роли Карандышева. И если в фильме симпатии зрителей отданы именно Паратову в исполнении Никиты Михалкова, в красноярской опере выбор был не столь однозначным. В постановке нашего театра Паратов предстал напыщенным, бездушным индюком, не способным оценить души прекрасные порывы влюбленной Ларисы. А Карандышев – трепетным и эмоциональным защитником чести своей дамы.
Еще один момент «непохожести»: в опере присутствует некое резюме, подводящее итог этой безумной любовной истории. И звучит оно из уст старой цыганки, которая тоже когда-то любила, как Лариса сейчас.
Премьерные показы новой оперы шли на сцене Красноярского театра оперы и балета три дня. В репертуаре нашей труппы появился еще один шедевр классического искусства. Красноярцам удалось вернуть на сцену еще одно забытое произведение. И его стоит увидеть.
После премьеры традиционно произойдет перерыв в показах. Но это только заставляет любителей оперного искусства пристальнее следить за афишей нашего театра, ждать, когда же новый спектакль вновь представят на подмостках.