В Красноярском оперном разбудили «Бесприданницу»

В Красноярском оперном разбудили «Бесприданницу»
В Красноярском оперном разбудили «Бесприданницу»
Фото Красноярского театра оперы и балета

Ни «Мохнатого шмеля», ни обворожительного Никиты Михалкова. Опера «Бесприданница», которая в конце ноября вышла на подмостки Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского, ничем не напоминает известный рязановский «Жестокий романс». У нашей бесприданницы свой смысл, свои посылы, и герои другой харизмы.

Непохожая на других

О «Бесприданнице» в Красноярском оперном говорят: «Она вернулась на сцену». И действительно, опера была написана Даниилом Френкелем еще в 1906 году. Это одна из последних его работ по одноименной пьесе Александра Островского. В 1959 году ее поставил Ленинградский малый оперный театр. И все, молчок. Опера как будто умерла или уснула на долгие 60 с лишним лет. И вот – пробуждение в Красноярске.

Даниил Дмитриев – молодой режиссер. Именно он вместе с художником Марией Высотской взялись за постановку старинной оперы.

Я несколько раз прослушал музыку Френкеля. И честно сказать – она меня не впечатлила, — рассказывает Даниил Дмитриев. – Только с третьего-четвертого прослушивания понял, что она идеально подходит для тех обстоятельств, которые происходят на сцене, и того текста, что поют герои.

 

Режиссер говорит: в своей постановке хотел показать вечную проблему – люди разучились любить. Это препятствие было характерно и для начала 20-го века, когда писалась опера, и для 21-го века, когда молодая команда взялась за ее постановку.

 С моей точки зрения, основной вопрос – почему все мужчины любят Ларису, хотят ею обладать, но жениться не стремятся? — делился мыслями перед премьерным показом Даниил Дмитриев. – Мне кажется, Лариса притягивает всех мужчин, как человек искусства. Она и есть искусство! Она поет, танцует, рисует. В мире дельцов она как белая ворона. Этим и манит к себе. К тому же она хороша собой. Но главная ее черта – непохожесть на других.

Еще одна черта Ларисы – отсутствие расчетливости. Деньги на содержание дочери – гардероб, стол, выезд – добывает мать. Она одного поля с купцами, которые думают только о барышах.

А Лариса – любит. И любит беззаветно того, кто когда-то бросил ее и уехал за барышами, длинными деньгами.

Но отвечает ли ей взаимностью Паратов? Большой вопрос. Хотя по задумке режиссера чувство к Ларисе все же живет где-то глубоко в его душе. Но он вынужден сопротивляться ему как истинный купец, думающий прежде о выгоде, а потом уже об эмоциях.

Остальные – Вожеватов, Кнуров, да и тот же Карандышев – каждый преследуют свою цель, ухаживая за Ларисой. Первые – хотят приобрести ее в содержантки, последний – покрасоваться самому за счет прекрасной жены.

Время действия в спектакле – начало 20-го века, дореволюционная Россия, — говорит режиссер. – Но такие взаимоотношения будут понятны и современному зрителю. К сожалению, ничего не меняется. Не раз слышал от женщин, что мужчины сегодня не умеют ухаживать, не стараются проявить себя с романтичной стороны. Стремятся сразу овладеть.

Не скатиться до кино

Режиссер намеренно не вводил в постановку штучек из всеми любимого рязановского фильма. Перед премьерой Даниил Дмитриев признался: до начала работы над «Бесприданницей» не смотрел это кино. И когда актеры старались «скатиться» к киношным образам, останавливал их, категорически запрещал это делать.

 Если копировать кино, сравнение будет не в нашу пользу, — признает постановщик.

Но зритель невольно сравнивал – Михалкова и Бочарова в роли Паратова или Мягкова и Колобова в роли Карандышева. И если в фильме симпатии зрителей отданы именно Паратову в исполнении Никиты Михалкова, в красноярской опере выбор был не столь однозначным. В постановке нашего театра Паратов предстал напыщенным, бездушным индюком, не способным оценить души прекрасные порывы влюбленной Ларисы. А Карандышев – трепетным и эмоциональным защитником чести своей дамы.

Еще один момент «непохожести»: в опере присутствует некое резюме, подводящее итог этой безумной любовной истории. И звучит оно из уст старой цыганки, которая тоже когда-то любила, как Лариса сейчас.

Премьерные показы новой оперы шли на сцене Красноярского театра оперы и балета три дня. В репертуаре нашей труппы появился еще один шедевр классического искусства. Красноярцам удалось вернуть на сцену еще одно забытое произведение. И его стоит увидеть.

После премьеры традиционно произойдет перерыв в показах. Но это только заставляет любителей оперного искусства пристальнее следить за афишей нашего театра, ждать, когда же новый спектакль вновь представят на подмостках.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

26 июня 2023
В Красноярском музыкальном театре прошла премьера рок-оперы «Орёл и Ворон»
Спектакль «Орёл и Ворон», в котором занята практически вся труппа, специально создан московскими постановщиками для Красноярского музыкального театра. Он выпущен
21 декабря 2022
Красноярская филармония приглашает на детский спектакль-терапию
Необычная премьера в Литературном театре Красноярской филармонии: здесь подготовили спектакль «Папа спешит домой». Это спектакль-путешествие для детей и родителей. Он
4 июля 2022
В Красноярске сегодня состоится заключительный показ «Войны и мира»
Главный спектакль фестиваля «Театральный синдром» фонда Михаила Прохорова вызвал огромный интерес у красноярцев. Масштабную постановку «Война и мир» Государственного академического