В театре Пушкина поставили пьесу культового французского автора

В театре Пушкина поставили пьесу культового французского автора
В театре Пушкина поставили пьесу культового французского автора

Театральный сезон закрывается в краевом драматическом театре пьесой Жан-Люка Лагарса «Мы, герои».

К произведениям этого автора в современной России обращаются редко: сложные тексты, пропитанные скрытыми и явными цитатами, сложно воспринимаются неподготовленным зрителем. Пьеса «Мы, герои», написанная Лагарсом в 1993 году незадолго до смерти, а переведенная на русский язык только в 2009-м, основана на дневниках Франца Кафки.

В России она ставится очень редко.

Действие происходит в крохотной театральной гримерке, куда набилась труппа бродяжничающих артистов, знававших лучшие времена. Это – изнанка театральной жизни, поэтому и само действие перевернуто. Зрители размещены в глубине сцены, актеры зажаты на узкой полоске основной сцены. Актерам очень тесно: два десятка венских стульев, чемоданы, короба и коробки, перед ними — музыканты, микрофонные стойки.

Действие пьесы умещается в одни сутки, но в этих 24 часах — вся безнадежность безвременья в ожидании Второй мировой войны.

В пьесе все — транзит, все зыбкое, временное. Даже прима труппы — все знают, что мадам Щиссик, воплощенная на сцене Натальей Горячевой, скоро должна исчезнуть, а на смену ей придет Жозефина – дочка владельца этого сомнительного бизнеса.

Здесь вообще все хотят уйти, но так и не уходят — слишком влипли в эту жизнь, боятся менять хоть что-то, боятся Берлина, боятся Нюрнберга, боятся войны, которая постоянно дышит в затылок. Здесь есть прошлое, когда были гостиницы с роскошными ваннами и горячей водой сколько хочешь; будущее, в котором нищета и болезни, но совсем нет настоящего — есть только время, которое нужно переждать, перетерпеть.

Это герметичная пьеса, построенная на глубоком осмыслении семейных и любовных историй, на тонком проживании текста, в котором нет четко очерченного действия.

Вглядывание, вчитывание в текст свойственно Лагарсу, поэтому так важна режиссерская интерпретация, которая позволяет настроить свою оптику. Видно, что для Олега Рыбкина — это глубоко личная история, как «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Спектакль сделан с огромной любовью и болью, во всем происходящем на сцене легко угадываются современные настроения, и сходить на него нужно хотя бы для того, чтобы еще раз понять, насколько иронично закольцована история.

Тяжелый, душный, насыщенный текст разряжают прекрасные музыкальные перебивки — виртуозно ироничные, на фоне которых все происходящее кажется еще абсурдней и трагичней.

«Зрители цепенеют, когда мимо проходит поезд», — пишет Кафка в дневниках. И все мы то ли на перроне, то ли в самом этом поезде. Но одно можно сказать точно: мы — не герои.

Анна Трапезникова

Фотографии Сергея ЧИВИКОВА


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

6 июня 2024
Фестиваль «Территория. Красноярск» открылся необычным спектаклем театра из Якутии
Якутский ТЮЗ показал красноярцам свою постановку пьесы Горького «На дне» (16+).  Это произведение из школьной программы актеры играют без слов
26 октября 2023
Худрук красноярского ТЮЗа Роман Феодори покинул свою должность
В красноярском ТЮЗе сообщили о том, что художественный руководитель театра покидает свою должность. Дорогие зрители, мы не скрываем своей грусти
23 октября 2023
Новая сцена драматического театра «Пушка+» открылась в Красноярске
Торжественное открытие новой сцены красноярского драмтеатра «Пушка+» прошло в формате «арт-кафе». Спектакль по «Маленьким трагедиям» Пушкина артисты сыграли рядом со