В былые годы в Ужурский район летали самолёты, ходили поезда, ездили автобусы… У человека был выбор, на каком транспорте ехать до главного пункта назначения — краевого центра. С тех пор много воды утекло: самолёты давно не садятся на аэродроме, пришедшем в запустение, а полтора года назад отменили пассажирский поезд «Красноярск — Ачинск — Абакан», как-то незаметно исчез и пригородный поезд до Ачинска… Ужурцы вынуждены были полностью переключиться на автоперевозки: легковой и автобусный транспорт.
УШЕДШИЙ В ПРОШЛОЕ
Вспомним, как свершился сей исторический факт — отмена пассажирского поезда, который курсировал много десятилетий. В 2013 году ОАО «РЖД» решило закрыть маршрут поезда № 659/660, ссылаясь на его нерентабельность. В России тогда под запрет попало 235 маршрутов, как объясняли, в связи с хроническим недофинансированием из федерального бюджета. В министерстве транспорта Красноярского края привели следующие доводы: «Убыток по этому поезду составляет 82,4 млн рублей. Для достижения безубыточности на этом маршруте перевозчик вынужден будет повысить тарифы в 3,5-7,5 раза. В результате из-за оттока пассажиров вновь возникнет убыток, который в итоге приведёт к отмене поезда». Поистине, замкнутый круг…
Решение о сокращении этого маршрута вызвало понятное возмущение ужурцев. В декабре 2012 года депутаты Ужурского районного Совета, учитывая его высокую социальную значимость, приняли обращение «О сохранении движения пассажирского поезда № 659/660 «Красноярск — Абакан» в краевое правительство, Законодательное собрание, федеральную пассажирскую компанию. Также они отправили письмо о поддержке их инициативы коллегам из муниципальных образований, по территории которых проходит этот маршрут. Первыми откликнулись депутаты из города Сорска Хакасии.
Далее в адрес главы Ужурского района поступил официальный ответ из министерства транспорта. В нём назывался главный аргумент — нерентабельность маршрута. Министр транспорта Красноярского края С.В. Ерёмин сообщил, что в правительстве ведётся работа по сохранению поезда № 659/660. По этому поводу направлено обращение в министерство транспорта РФ.
В марте 2013 года по инициативе РЖД в России проходила акция «Общественная приёмная: сохраним поезд!», которую поддержали и жители Красноярского края, в том числе Ужурского района. Всего в России собрали 160 тысяч подписей. Но все усилия региональной и местной властей, РЖД, жителей были тщетными. С мая 2013 года поезд № 659/660 прекратил существование.
ГЛАС НАРОДА
Для многих ужурцев теперь стало большой проблемой добраться до краевого центра. Автомобильное сообщение в сибирских условиях и не по идеальным трассам — напряжённое и мучительное. Для того чтобы выяснить мнения людей, редакция в социальных сетях, группе «Газета «Сибирский хлебороб», запустила опрос «Верните людям поезд!». Мы предложили пользователям ответить на вопрос: «Насколько целесообразно и возможно ли восстановить маршрут «Красноярск — Абакан?». Честно говоря, не ожидали такого единодушия. Буквально за неделю проголосовали более 1000 пользователей, дав утвердительный ответ. А в комментариях они эмоционально описывали перипетии автобусного передвижения, высказывали возмущение, боль, обиду, что их лишили выбора, создали подчас невыносимые условия для поездок. Вот что они пишут:
Антонина БАБЕШКО: «Конечно же, нужен поезд! Это же ужас какой-то! В автобусах стало страшно ездить, особенно после двух трагических аварий этим летом. Поезд более надёжен! До Красноярска невозможно добраться без пересадок. Если студенты не успели взять билет на «микрик», то не знают, как доехать. С маленьким ребёнком в автобусе не поедешь, да, наверное, и не берут крохотных малышей. Поезд нам очень нужен!».
Виктория ЩЕЛОКОВА: «Столкнулась с тем, что весной 2015 года из-за погодных условий закрыли трассу. Автобусы не выпускали, поезда не ходят, Красноярск стал недоступным!».
Марина ГУЩИНА: «Здоровому человеку ещё можно проехать в автобусе 4-6 часов, а что делать людям, испытывающим проблемы со здоровьем? В основном, в Красноярск едут студенты и пациенты на обследование в больницу. Поезд просто необходим в таких ситуациях!».
Наталья ПОДЛЕВСКАЯ: «А пробки на дорогах? Разве никто не попадал? И поездка на автобусе превращается в кошмар. Ездила на встречу с одноклассниками летом. Должны были на «Газели» приехать в час ночи, а были на месте в 2.30. А большой автобус пришёл ещё позднее».
Геннадий ГАВРИЛОВ: «Ну и народ… У кого просит? Тот, от кого что-либо зависит, на поезде не ездит…».
Андрей ЦЕЦУРА: «Выход один: писать губернатору и президенту. Можно и через газету. И местная власть не должна сидеть сложа руки».
Люди, высказывающие, казалось бы, общеизвестные истины, искренни в своём стремлении ездить на поезде. По Конституции РФ у гражданина должно быть реализуемое право свободного выбора маршрута и способа передвижения… Но в создавшейся ситуации они этого права лишены, альтернативы у них нет. По сути, под удар поставлены незащищённые категории людей: малообеспеченные жители, не имеющие личного автомобиля, пенсионеры, больные, инвалиды, студенты, дети. Из-за возраста и здоровья старым, малым и больным нежелательно трястись в автобусе 5-7 часов. Старички сели бы вечером в поезд и, отдохнув ночь в более или менее комфортных условиях, утром приехали в Ужур. Также есть много заболеваний, при которых противопоказана езда на автомобиле, в сидячем положении. Как шутят медики, здоровых людей нет, есть необследованные. Неизвестно, как подобные поездки отразятся на самочувствии пассажиров.
ПЕРИПЕТИИ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК
О качестве автобусных перевозок — отдельная «песня». Каждый, кто молился за жизнь в лихих маршрутках или неподвижно застывал, стянутый ремнём на сиденье в большом автобусе, знает неутешительные факты из дорожной практики: «лысую» резину на колёсах, поломки в пути, гололёд, снежные заносы, сибирские морозы… Две прошлых зимы, слава богу, были на удивление тёплыми и бесснежными. Что готовит будущая матушка, пока неведомо. В душе тех, кто провожает родных, поселилась постоянная тревога, особенно после двух ужасных аварий. Конечно, многие предпочли бы тёплый и надёжный вагон. Нельзя отрицать, что кому-то нравится езда в автомобиле или автобусе, и их выбор тоже надо уважать. Сегодня же речь идёт о тех, для кого поездка на них является мучительным испытанием.
А если взглянуть на ситуацию под другим углом зрения? Специалисты прогнозировали, что ликвидация поездов в стране приведёт к запустению населённых пунктов, через которые проходит железная дорога, а также к автомобильным пробкам. Как говорится, свято место пусто не бывает. Первый аргумент сложно подтвердить, а пробки, особенно под Красноярском, вполне реальны. Летом большой автобус, на котором я ехала в Красноярск, попал в пробку и целый час двигался черепашьим шагом.
ПУСТОЙ ВОКЗАЛ ЖДЁТ ПАССАЖИРОВ
Наверное, и ОАО «РЖД» не выиграло, ликвидировав по всей стране много поездов и электричек. Абсурдное решение подорвало профессиональный авторитет железнодорожников, привело к сокращению объёмов работы и штатов, акционерному обществу приходится содержать бездействующую инфраструктуру, к примеру, пустующие вокзалы, железнодорожные пути… Что же происходит на ужурском вокзале? Мы отправились туда в 9 часов утра в надежде застать начальника. На пути к зданию я полюбовалась на раритетный паровоз, подстриженные кустарники, ухоженную территорию, где копались рабочие в оранжевых робах. На вокзале было чисто, тепло и уютно, и ни души, кроме двух мужчин, стоящих у терминала. Все кабинеты закрыты. Уже на выходе прочитала на двери объявление: вокзал закрыт с 2 до 6 часов местного времени…
На перроне встретила двух железнодорожниц, которые спешили по своим делам. На вопрос: «Когда можно застать работников вокзала?» словоохотливые женщины рассказали, что они появляются после 21 часа, когда открывается касса перед московским поездом. Он приходит в Ужур в половине одиннадцатого. «А днём вы никого на вокзале не найдёте», — машет рукой собеседница. Выясняется, что они и сами сетуют на отсутствие поезда. Говорят с сожалением, что долго железнодорожники бились за его сохранение, да всё попусту.
Как региональной льготой пользуются? Оказывается, едут на московском поезде в Ачинск, а затем с пересадкой в Красноярск. Распрощавшись с разговорчивыми женщинами и глядя на замерший на путях длинный грузовой состав с цистернами, стою одна на перроне. Когда-то здесь толпились люди, встречали и провожали родных и призывников, пели песни, плакали и смеялись… Для меня, как и для многих людей, вокзал и перрон — особое место, связанное с какими-то жизненными вехами, вызывающее ностальгию, а сейчас оно пустое… Можно ли всё вернуть на круги своя?
Судя по тому, какие страсти на эту тему кипят в Интернете, надежда есть. Во многих регионах страны борются за то, чтобы спасти поезда и электрички. Есть и положительные примеры. Известно, что в феврале 2015 года Владимир Путин потребовал от правительства незамедлительно восстановить пригородное железнодорожное сообщение в ряде регионов России. И в минимальные сроки оно возобновилось. К сожалению, это не коснулось нашего района: из Ужура до Ачинска пригородный поезд так и не запустили. А вот пригородный «Ачинск — Лесосибирск» сумели сохранить во многом благодаря усилиям глав администраций районов.
Пусть попытки ужурских депутатов прежнего созыва были безуспешными. Сегодня, когда в районе сменяется власть, газета «Сибирский хлебороб» вновь поднимает эту актуальную и болезненную для ужурцев тему. Мы хотим, чтобы на неё обратили внимание избранные депутаты, будущий глава района, сами жители. Под лежачий камень вода не течёт. Этот вопрос требует серьёзного обсуждения и конкретных действий. Конечно, надежда слабая, но она ещё теплится. Тот, кто добьётся восстановления поезда, поистине войдёт в историю района, а люди будут ему благодарны за возвращённое благо.