В Партизанском детском доме прошел День открытых дверей. Программа дня была довольно обширная, направленная на подробное ознакомление гостей со всеми сферами деятельности детского дома. Поэтому и педагоги, и сами воспитанники тщательно готовились к важному для них событию.
К десяти часам утра все было готово, а чуть позже стали подъезжать представители детских домов. Уже у ворот их радушно встречали старшие воспитанницы, вручая программу дня. От улыбок девочек гости забывали про долгую дорогу и приветливо улыбались в ответ.
Представители четырех детских дома прибыли на День открытых дверей в Стойбу: Бородинского в лице директора Ольги Александровны Травниковой, Дзержинский детский дом представляла его директор Альбина Карловна Девинова, из Ирбейского детского дома приехали директор Валентина Евгеньевна Гринева и инструктор по труду Игорь Александрович Роглев и Зеленогорский детский дом представляли заместитель директора Елена Михайловна Кириченко, педагог-психолог Дарья Валерьевна Дележова и воспитатель Юлия Викторовна Полетаева. В состав некоторых делегаций входили и воспитанники.
В мероприятии также приняли участие старший инспектор ПДН отделения полиции № 2 МО МВД России «Уярский», майор полиции Валентина Оскаровна Краснова и главный специалист по вопросам материнства, опеки и попечительства администрации Партизанского района Лидия Ефимовна Ярв. Они работают в тесном контакте с коллективом детского дома и их воспитанниками, поэтому о своей деятельности собирались рассказать гостям.
Проблема адаптации
После регистрации и кофе-паузы приехавшие дети отправились осматривать пасечное хозяйство Партизанского детского дома, где Сергей Николаевич Опарко и Вячеслав Сергеевич Лизунов провели с ребятами мастер-класс по пчеловодству, а взрослые представители детских домов собрались в зале для официального ознакомления с Партизанским детским домом. С вступительным словом выступил директор Николай Филиппович Талалуев. Он рассказал о том, как и чем живет детский дом, сколько в нем воспитанников и чем они занимаются, какое хозяйство держат для собственных нужд, то есть коротко, но емко представил свое учреждение.
Затем завуч по воспитательной работе Екатерина Викторовна Качурина рассказала присутствующим о работе с детьми непосредственно педагогов детского дома.
— В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты, – отметила Екатерина Викторовна. — Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально–культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Воспитанники интернатных учреждений, как правило, с большим трудом адаптируются в обществе. У выпускников детских домов масса проблем. Одна из основных – неумение успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека, гражданина и семьянина.
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений “родитель-родитель”, “ребенок-родитель” приводит к смещению ценностных ориентацией детей–сирот, осложняет создание собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Профессиональный выбор воспитанников недостаточен: слабая учебная подготовка, отсутствие мотивации на развитие в профессиональном плане. Свыше 85 процентов выпускников нашего детского дома продолжают обучение в профессиональных училищах, около 13 процентов — в учреждениях среднего профессионального образования, 2 процента — в ВУЗах.
Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.
Сложности и проблемы в адаптации выпускников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной образовательной программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни для детских домов. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к результату. Таким образом, возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствием государственных стандартов, определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации.
Работа с детьми
Дальше Екатерина Викторовна рассказала, с какими проблемами сталкиваются педагоги и воспитатели в процессе работы с воспитанниками, о целях, в частности, создание образовательной среды, способствующей адаптации, реабилитации, социализации воспитанников, попавших в различные трудные жизненные ситуации, на основе личностно-ориентированного, системно-деятельного подхода.
Во время своего выступления Екатерина Викторовна затронула тему самовольных уходов ребят из детского дома, отметив, что данная проблема имеет положительную тенденцию, то есть с каждым годом все меньше воспитанников самовольно уходят «в бега». С начала 2015 года таких случаев не было вовсе.
Зрителям была представлена статистика по воспитанникам, переданным на семейные формы устройства: патронат, опека, семьи близких родственников, и по воспитанникам, обучающимся в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, психолого-педагогическое сопровождение.
Екатерина Викторовна подробно рассказала о работе с детьми, требующими к себе особое внимание, о профориентационной работе, так как она в детском доме – одно из главных направлений в работе педагогического коллектива, о составе педагогических кадров по стажу педагогической деятельности, о приоритетных направлениях работы педагогического коллектива, о ресурсном обеспечении воспитательного процесса. Следует отметить, что более 40 процентов педагогов имеют педагогический стаж более двадцати лет, стаж работы в детском доме более пятнадцати лет, а половина педагогов и воспитателей имеют высшее образование.
Об организации досуга детей рассказала педагог-организатор Светлана Петровна Хмельницкая, а Лидия Ефимовна Ярв поведала гостям о работе по передаче детей в приемные семьи, под патронат, о том, с какими трудностями приходится сталкиваться.
Экскурсии
После ознакомительных выступлений, гости в сопровождении Николая Филипповича Талалуева отправились на экскурсию по детскому дому. Они осмотрели хозяйственную часть, где выращивают свиней для нужд детского дома, корпус, где располагается медицинская часть учреждения, встретились с самыми маленькими воспитанниками, а затем посетили ту часть, в которой живут воспитанники старших классов и те, кто уже окончил школу. Здесь небольшую экскурсию провела для гостей выпускница Лена Николаева. Она подробно рассказала о жизни старшеклассников, об учебе, о том, куда сама хочет поступить после школы. Гости были просто ошеломлены ее рассказом и не сразу поверили, что Лена сама свободно, без заучивания, может так содержательно рассказывать о своей жизни в детском доме.
Представители детских домов посмотрели и небольшой концерт воспитанников Партизанского детского дома на летней площадке, подготовленный Тамарой Павловной Агаповой и Светланой Петровной Хмельницкой.
А когда ребята вернулись с пасеки, им было предложено посетить мастер-классы по пошиву туники, «Соленое тесто» и «Декупаж», которые проводили педагоги Елена Александровна Мухаметдинова, Лидия Петровна Гурова и Елена Григорьевна Апанасенко.
После обеда был проведен самый интересный мастер-класс. Юрий Михайлович Абрамов приготовил при помощи воспитанников шашлык для всей честной компании. Хватило всем: и взрослым, и ребятишкам.
В заключение дня дети подарили гостям памятные подарки, сделанные своими руками.