Дорогу идущий осилит

Дорогу идущий осилит

«Я, может, только жить начинаю, на пенсию выхожу», — говорил герой известного мультфильма, житель села Простоквашино почтальон Печкин. Когда-то эта реплика вызывала лишь улыбку, а теперь… Теперь, похоже, многим россиянам, в частности сельским жителям, эти его слова не покажутся такими философско-оптимистичными: выход на пенсию и так часто граничит с жизненными сложностями, а с 2025 года для многих он, вероятно, станет и вовсе невозможным.

Новая формула

Все дело в том, что, согласно новой формуле расчета пенсий, вступившей в силу с 1 января 2015 года, пенсионные выплаты будут начисляться только тем гражданам, которые отработали не менее 15 лет. В противном случае пенсионный возраст просто не наступит. При этом браться во внимание будет только трудовой стаж с официального места работы, откуда производились все отчисления во все необходимые инстанции. Между прочим, из отпуска по уходу за ребенком теперь в стаж засчитывается только по полтора года за каждого малыша, но не более чем шесть лет в общей сложности, а учеба, например, в университете, и вовсе не в счет. Вроде, все понятно и правильно. Почему тот, кто не работал всю жизнь, должен получать пенсию, мало чем отличающуюся от той, что получает человек с многолетним трудовым стажем? Сейчас, например, такое сплошь и рядом. На первый взгляд, справедливость почти восторжествовала: тунеядству — бой. Да вот только как быть тем жителям деревень и сел, кому заработать этот стаж попросту негде? Совсем негде.

У романтики в плену

…Шум моторной лодки, брызги вспененной речной воды, удаляющийся вид родной деревеньки на енисейском взгорье… Романтика! Да только не для тех мужчин, которые вынуждены каждый день переплывать на лодке Енисей для того, чтобы попасть на работу в Лесосибирск, и то при наличии разрешения причаливать в определенных местах. Зачем, спросите, такие сложности? А им иначе семьи не обеспечить, и если прокормить еще можно, живя натуральным хозяйством, то заработать деньги, да и стаж, без которого пенсионное будущее и так рисуется пасмурным, совершенно невозможно. В подобном положении находится большинство жителей Енисейского района, которые волей-неволей стали заложниками и истории, и географии, и особенностей экономики территории. Одну из сторон этого положения мы решили затронуть в беседе с начальником экономического развития администрации Енисейского района Андреем НОСЫРЕВЫМ.

«Тормоза» развития

«Есть разные факторы, которые существенно сдерживают развитие современной экономики Енисейского района, — начал разговор Андрей Петрович. – Некоторые из них можно условно отнести к проблемам высшего порядка: повлиять на решение этих проблем, оказывается, чрезвычайно сложно, а зачастую и просто невозможно».

Один из таких «тормозов» — отсутствие транспортной инфраструктуры. Сезонные дороги, а где-то и их отсутствие – реальность, с которой давно смирились, насколько это возможно, жители 22 труднодоступных поселений района. И если в какие-то из этих поселений невозможно добраться по суше из-за географического расположения, то в другие вроде и можно было бы доехать, если бы… Но вот вопрос с этим «если бы» районной администрации из-за отсутствия должных полномочий как раз и не удается «пробить» годами, хотя поднимается он регулярно на самых разных уровнях. Пример: тридцатикилометровый участок дороги от Погодаево до Анциферово, входящий в ведение ООО «Крудор» – часть дороги краевого значения Красноярск-Енисейск-Погодаево. «В зимнее время года в Анциферово можно добраться по зимнику, летом местные жители ездят по берегу реки, через тайгу, а также пользуются речным транспортом», — говорится в энциклопедии Красноярского края. Но там ничего не сказано о том, как «берегом и тайгой» анциферовцы, содержащие дойное стадо, поставляют молоко на молокозавод с. Озерное: они вынуждены это делать на вездеходах типа ГАЗ-66 и на лодках. Именно вынуждены, поскольку другого способа доставки из-за отсутствия дороги у них нет. А ведь эти люди привыкли трудиться на фермах, и к тому все располагает – и прекрасные кормовые угодья, и опыт животноводов, и их желание, которое, просто чудом, не умаляется с годами, несмотря на то, что для сбыта своей сельхозпродукции им приходится применять героические – иначе не скажешь – усилия. К слову, комплектующие для сельхозтехники и прочее, необходимое для хозяйства, поставляются в Анциферово все так же, героически. И разве в таком случае работает хоть какой-то экономический принцип? Радует одно – население занято. А ведь сложи да умножь то, что затрачено, получилось бы куда больше 30 километров добротной грунтовки. Вот если бы…

Экономически нелогичен, однако пока неизбежен и еще один фактор, здорово мешающий развитию, — электроэнергия, вырабатываемая при помощи дизельных подстанций, что делает ее очень дорогостоящей. На территории Енисейского района электроэнергия доходит только до д. Анциферово, дальше же круглосуточно работают 53 дизельных станции, обеспечивающие энергией практически всю северную территорию района. Как удается выжить северным фермерам, содержащим около 300 голов крупного рогатого скота, остается только дивиться. Во всем мире «дизель» используется, если только речь идет о каких-то форс-мажорных обстоятельствах.

Снижение социальной активности населения, отсутствие потребительской кооперации и распределение производительных сил в крае, наследованное со времен Советского Союза, тоже «не в нашу пользу». В то время было предусмотрено все до мелочей. Например, механизм поставки леса и его переработка. Схема была такая: Енисей рассматривался как естественная и дешевая транспортная инфраструктура. То сырье, что заготавливалось ниже по течению, чем Лесосибирск, шло в Игарку, где располагался крупный перерабатывающий комплекс. Соответственно, то, что выше Лесосибирска по течению – везли в Лесосибирск. При таком распределении нужды развиваться обособленно районной экономике не было, а теперь вот для этого нет возможностей: леспромхозы есть, инфраструктуры для развития своих производственных мощностей нет. Инвесторы заходят на территорию района не так уж часто. В бюджет района налоги, конечно, отчисляются, но для местного населения в плане официального трудоустройства мало что меняется: часто в такие предприятия требуются квалифицированные сотрудники, обладающие высокой культурой труда с большой производительностью. К сожалению, таких работников на территории города и района найти очень и очень не просто. «Растить своих нужно», говорят. Но вот только кто, из кого и когда начнет уже растить?

А кадры кто?

Привлечь на село молодых, активных, образованных, инициативных. Об этом говорят везде и всюду и не первый год. Недавно в Красноярске прошло еще одно заседание совета по развитию агропромышленного комплекса края, на котором обсуждались вопросы кадрового обеспечения предприятий АПК, необходимые действия для привлечения на село выпускников профильных учебных заведений, меры государственной поддержки, оказываемые молодым специалистам, решившим связать свою жизнь с работой на земле.

В начале совещания губернатор края Виктор Толоконский отметил, что для развития агропромышленного комплекса и укрепления сельского образа жизни необходимо в первую очередь добиваться планомерного роста эффективности производства, что требует постоянного внимания к решению кадровых вопросов. А именно кадровое обеспечение села и есть одно из главных условий его развития.  

Одной из мер поддержки молодых специалистов на селе – обеспечение их жильем. Строить такое жилье нужно, никто и не спорит. На что? Местным бюджетам это не по силам. Но… «С этого года сельхозпроизводителям, которые примут решение за свои средства строить жилье для молодежи, из краевого бюджета будет компенсироваться 50% затрат. Кроме того, молодым специалистам предоставляются «подъемные» выплаты на обустройство. С 2015 года размер этой выплаты составляет 300 тысяч рублей», — сказал в своем докладе министр сельского хозяйства края Леонид Шорохов.

Хочу быть фермером!

И все-таки, принцип «кто ищет, тот всегда найдет» еще никто не отменял. Есть ряд ободряющих примеров создания в Енисейском районе небольших, но постоянно развивающихся предприятий. Одно из них – «Сибирское молоко». «Изначально его создание стало возможно благодаря рвению и огромному организаторскому дару Александра Николаевича Островских, который явился настоящим локомотивом продвижения этого проекта, — рассказал Андрей Петрович. – Уже дальше, когда проект был запущен, его подхватил другой лидер, Геннадий Алексеевич Коваль. Именно присутствие лидеров, которые могли бы начать, несмотря на все первоначальные сложности, продолжить и развить начатое, – залог успеха вновь образовывающихся предприятий. Экономических проектов в администрации района много, но вот воплотить их в жизнь смогут немногие, хотя мы со своей стороны готовы их поддержать всеми доступными средствами».

Более 400 километров на север от районного центра. Луговатка, Безымянка, Александровский шлюз… Добраться туда можно только по зимнику или на вертолете – рейс два раза в месяц. Население в основном живет за счет заготовки дикоросов: грибов, ягод, орехов. Несколько лет назад там образовалось ООО «Безымянское». А это и государственная помощь по программе поддержки малого и среднего бизнеса, и официальное трудоустройство 30 жителей, и заработок, и даже создание временных рабочих мест. Занимается «Безымянское» содержанием автодорог общей протяженностью 195 километров как в зимнее, так и летнее время, обеспечением электроэнергией близлежащих поселений, а также заготовкой дикоросов. По программе поддержки предприятие приобрело модульное холодильное оборудование, которое позволяет посредством шоковой заморозки хранить заготовленную продукцию до того времени, как появится возможность ее вывоза, а именно, до зимы. Следующий шаг – покупка упаковочной линии для дикоросов, что сделает продукцию более привлекательной, а значит, поможет расширить рынок ее сбыта. И все это происходит в самой глубине района. Кто ищет…

Где искать?

«Всегда важно видение экономической картины в целом, — сказал в заключение Андрей Петрович. – Например, после запуска молокозавода появилась необходимость в мясоперерабатывающем производстве. И оно недавно открылось в д. Горская (СППК «Хороший»). Теперь важно насытить его своим сырьем, и это как раз возможность развития личных подсобных и фермерских хозяйств». Это может быть как животноводство, так и выращивание овощных культур, поскольку в планы СППК «Хороший» входит и изготовление, например, вареников с картофелем или капустой. Первые желающие брать на откорм крупный рогатый скот, заручившись договором на реализацию, уже появились.

Конечно, и здесь все не так просто. Чего стоит один только вопрос с выделением земли под пашни и покос… И все-таки дорогу осилит только тот, кто по ней идет. Лишь бы идущие нашлись.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 октября 2015
Историей становится война, уходят в книги все ее солдаты
В юбилейный год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и что особенно символично, в год литературы, в красноярском
Без рубрики
21 октября 2015
Стелятся дороги километрами
Сегодня в нашей стремительной жизни очень важна скорость, в том числе и скорость передвижения. Кто-то пользуется для этого личным автомобилем,
Без рубрики
21 октября 2015
Есть такая профессия – Родину защищать
«Ух ты! Можно попробовать? Я тоже обязательно стану военным, когда вырасту!»  Пожалуй, такая твердая уверенность мальчишки в своем будущем говорит