Совместными усилиями власти, дорожников, предпринимателей и самих граждан решаются проблемы жизнеобеспечения северных поселений. Природа вновь щёлкнула человека по носу, показав, кто в доме хозяин, а кому придётся приспосабливаться к неуживчивому хозяйскому характеру.
Север Енисейского района словно сдаёт экзамен на выживание. Билет первый: аномально холодная весна. Билет второй: наводнение в Ярцево. Билет третий: аномально тёплая осень. Середина зимы, а северные притоки Енисея так и не уснули подо льдом, продолжая колобродить, проверяя на компетентность власть, на профпригодность – дорожников, на находчивость – предпринимателей, на стрессоустойчивость – жителей.
Сначала тёплая осень до середины ноября не давала замёрзнуть болотам, по которым прокладывается зимняя дорога. Потом по ещё топким направлениям осторожно пошла техника, но не было снега – основного строительного материала зимника. Потом снег валил так, словно навёрстывал упущенное и перевыполнял недовыполненное, засыпая только что почищенные дороги и сводя на нет все усилия дорожников и лесозаготовителей, для которых так называемый верхний зимник – канал вывоза заготовленной древесины. Совместная работа дорожников и лесозаготовителей началась несколько лет назад, когда Енисей периодически подтапливал нижний зимник и не позволял людям передвигаться. Районная власть приложила немалые усилия, чтобы на обустройство и содержание обходного зимника дорожникам выделялось финансирование. Поэтому сугубо производственная дорога стала запасным транспортным путём и для населения.
Ударившие в первые новогодние дни морозы поддразнили, помаячили надеждой на то, что зимник окрепнет, его обустроят и откроют-таки для движения (кстати, проезд по нему до сих пор официально не разрешён). Дорожники в авральном режиме поделили силы между двумя зимниками: нижним, основным, который связывает населённые пункты, и верхним, обходным, который длиннее и выходит только к Новоназимово. Но сибирские морозы перекочевали куда-то в Европу, оставив Сибирь под прикрытием тёплых атмосферных фронтов. Вот только тепло это не греет. И летят из северных посёлков Енисейского района сводки, почти фронтовые. Новоназимово: запас топлива для котельных и дизельэлектростанции на исходе. Ярцево: прекращена продажа бензина населению, запас на заправке только для тех, с кем заключены и оплачены договоры на поставку ГСМ. Ещё почти в десятке населённых пунктов та же ситуация с ГСМ и скоропортящимися продуктами. А дальше на севере — Туруханский район, для которого енисейский зимник – одна из основных транспортных артерий. И ведь препятствие, на первый взгляд, осталось не такое уж непреодолимое – Кас, приток Енисея, малая речка в полтора-два десятка метров шириной. Дойти до него по верхнему зимнику можно, а через него автомобилям не перепрыгнуть, ни вброд перейти! Новогодний набор продуктов предпринимателям пришлось перевозить через Кас на лодках. Людей эта ситуация, естественно, нервирует. Им надо ехать, везти товары. Жизнь-то идёт. Посыпались жалобы, претензии, язвительные комментарии в сторону районной власти и дорожных служб. Хотя сказать, что власть стояла в сторонке, тоже нельзя. Усилиями главы Енисейского района история судоходства на Енисее пополнилась уникальным событием. В первые дни декабря, через полтора месяца после закрытия навигации, вниз по Енисею были отправлены два парома, гружённые продуктами и ГСМ для северных посёлков. Все оргмоменты на себя взяла районная администрация. В первую очередь места на пароме предоставлялись тем, кто работает с соцсферой, поставляет продукты в школы, детские сады. Но прошёл месяц, а добраться до северян по земле по-прежнему было невозможно. Пока позволяла ледовая обстановка, предприниматели возили товары на катерах. Когда кромка ледостава стала выше Ярцево, речной путь закрылся.
Первыми устали ждать милостей от природы те, кто остался по «ту сторону баррикад», т.е. Каса, показав природную смекалку и недюжинное трудолюбие. Взялись мужики за пилы-топоры, свалили несколько деревьев, перегородили течение. На деревьях и рядом с ними стал намерзать лёд. Надо сказать, что за неделю до Нового года дорожники пытались забить русло Каса стволами деревьев, чтобы соорудить переправу. Не получилось. Течением брёвна стаскивало в Енисей. В новогодние каникулы Енисей в этом районе встал, поэтому усилия местного населения увенчались успехом. Огромную промоину удалось перегородить.
В первый же официальный рабочий день после каникул глава Енисейского района пригласил на разговор всех, кто несёт ответственность за обустройство и содержание сезонных дорог: начальника Енисейского МРО КРУДОР Ирину Рожкину, генерального директора ГПКК «Лесосибирск-Автодор» Андрея Кузьмина, директора Енисейского филиала ГПКК «Лесосибирск-Автодор» Александра Зверздинова. И сам глава района Сергей Ермаков, и глава администрации района Игорь Михайлов, и его первый заместитель Виктор Марзал в первую неделю января неоднократно бывали на зимнике, поэтому власть ситуацией владела. Разговор был непростой, но продуктивный. Договорились уже на следующий день встретиться у переправы на Касу. Заметим, это 260 км севернее Енисейска.
Приехали, что называется, в разгар событий. Технология, придуманная от безысходности, работала. Дорожники подливали и намораживали лёд на импровизированной переправе. Лесничество ради такого случая тоже подключилось: указали, что можно рубить, чтобы под горячую руку не попали ценные деревья. Общими усилиями укрепили и расширили ледовую переправу на несколько метров. Машине ещё не пройти, а вот снегоход «Буран» уже свободно проскакивал. Собственно, «Бураны» эти шустро сновали туда-сюда, перевозя по коричневатому льду Каса сани с продуктами. Тут и сетки с капустой, и молоко, и растительное масло, и газировка, и фрукты – весь набор перекочёвывал из двух фур, стоявших на правом берегу Каса, в две другие, на левом. Остаётся только снять шляпу перед организаторскими способностями ярцевских предпринимателей. Представьте: пригнать машину с продуктами из Красноярска, порожнюю подогнать на противоположный берег, нанять людей со снегоходами и санями для перевозки, ещё несколько человек для разгрузки одной машины и одновременной загрузки другой. Всем надо заплатить и умудриться не задрать цены на товары в своих магазинах.
На встречу с главой района и руководителями дорожных служб приехали глава Нового Городка Евгений Давидюк и глава Ярцево Наталья Колесникова, были здесь и руководитель Ярцевского участка Енисейского филиала «Лесосибирск-Автодор» Петр Грищенко, и руководитель Ярцевского филиала ОАО «Лесосибирский ЛДК-1» Сергей Оборонов — словом, лица ответственные и заинтересованные. Разговор шёл прямо на льду, под рёв снегоходов, на пронизывающем ледяном ветру. Кто виноват, выяснять уже было поздно, а вот что делать, чтобы посёлки не парализовало без тепла и света, обсудили. Взвесив не только свои возможности, но и возможности реки, дорожники пообещали всем собравшимся сделать всё необходимое, чтобы, наконец, прочно соединить берега неугомонного Каса. Если погода не преподнесёт очередную пилюлю. С физикой не поспоришь: при тёплой погоде лёд сверху будет намораживаться, а снизу размываться водой. Но с осторожным оптимизмом и большой долей вероятности дорожники заверили, что через несколько дней доведут ледово-деревянный мост до такого состояния, чтобы по нему могли пройти автомобили.
Встреча на Касу была в пятницу. В понедельник кромку Енисея опять сорвало. Она уже несколько раз поднималась до Усть-Пита и снова срывалась до Колмогорово. Лёд постепенно забивает русло Енисея, это приводит к повышению уровня воды и, соответственно, к образованию заберегов на самом Енисее и его многочисленных притоках, которые в своём большинстве расположены в низинах и очень чутко реагируют на изменения уровня воды в Енисее. Нижний зимник, где дорожникам удалось пробиться до Колмогорово, местами подтопило, он снова стал непроезжим. Как поведёт себя Кас и устоит ли ледово-деревянный мост, с таким трудом выстроенный? И какие ещё чудеса изобретательности придётся демонстрировать человеку, доказывая, что с причудами капризной дамочки-природы можно и нужно справляться?
Экзамен на выживание продолжается, и переэкзаменовки не будет.
Фото Андрея ДАВЫДОВА