18 июля 2014 года распоряжением правительства Красноярского края краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище N 7» путем присоединения к нему КГБОУ НПО «Профессиональное училище N 6» города Иланска и КГБОУ НПО «Профессиональное училище N 77» поселка Тюхтет реорганизовано в краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Боготольский техникум транспорта».
Директором нового учебного заведения назначен победитель ежегодного конкурса «Гордость Боготола» в номинации «Руководитель года – 2014» Анатолий Федорович Францевич. 3 февраля 2015 г. Боготольский техникум транспорта получил лицензию на право ведения образовательной деятельности.
И сегодня директор Боготольского техникума транспорта Анатолий Федорович Францевич – гость нашего номера.
— Анатолий Федорович, пройден этап большого пути. В Боготоле появилось новое образовательное учреждение. Хотя сказать «новое» — не совсем правильно. Боготольский техникум транспорта стал результатом реорганизации и слияния в одно целое трех давно существующих профессиональных училищ. Расскажите, с какой целью было принято это решение?
Создание учреждения среднего профессионального образования позволит распространить опыт «Профессионального училища N 7» по организации подготовки квалифицированных рабочих кадров на филиалы; комплексно использовать базу ремонтного депо Боготол-Сибирский филиала «Братский» ООО «ТМХ-Сервис», эксплуатационного депо, вагонного депо, дистанции пути для отработки практических навыков обучающихся, привлечь наставников из числа специалистов ОАО «РЖД»; расширить для студентов спектр образовательных услуг, дать им возможность выбора направлений подготовки за счет увеличения количества реализуемых образовательных программ в одном учреждении. В результате всем обучающимся будет предоставлена возможность получения рабочих квалификаций, для успешно освоивших программы подготовки квалифицированных рабочих — продолжения обучения по сокращенным программам специалистов среднего звена; обеспечить доступность получения разных уровней среднего профессионального образования жителями Иланского и Тюхтетского районов; сконцентрировать кадровый потенциал трех учреждений; создать единую материально-техническую базу для подготовки рабочих кадров и специалистов. Боготольский техникум транспорта станет единственной профессиональной образовательной организацией железнодорожного профиля на западе края.
— Какие изменения внесла реорганизация в жизнь профучилища?
— Боготольский техникум транспорта по численности, географии и отраслевому признаку объединяет 40 тысяч жителей. Вместе с учредителем мы стали собственниками не только головного образовательного учреждения, но и двух филиалов в Тюхтете и Иланске. В собственности техникума несколько сот гектаров земли, сельскохозяйственная техника, приобретено 3 новых автомобиля. Планируется создание учебного хозяйства, трудового лагеря для трудных подростков. Повторю, что обучение будет вестись двухступенчато: по программам квалифицированных рабочих, служащих и программам по подготовке специалистов среднего звена. А это означает, что ребята могут получать рабочие профессии и специальности среднего профессионального образования.
Проектная мощность Боготольского техникума транспорта – 900 человек, обучение ведется по пяти укрупненным группам профессий: сельское, лесное и рыбное хозяйство, техника и технологии строительства, техника и технологии наземного транспорта, экономика и управление, сервис и туризм. В настоящее время в образовательной организации обучается 760 человек, педагогический состав – 231 человека.
Особое внимание уделяем установлению оптимального баланса между потребностями рынка труда и объемами подготовки рабочих кадров в соответствии с запросами работодателей.
Планируется введение в эксплуатацию автодрома и благоустройство подъездных путей с улицы Деповской, строительство общежития.
— Основной контингент обучающихся профучилища – дети со сложной судьбой. Как будет решаться проблема этих детей на базе техникума?
— Да, 65% обучающихся подростков относятся к категории малообеспеченных граждан, 13,5% — дети из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Именно эта категория нуждается в получении государственной социальной помощи. Проживание в бесплатном общежитии, выплата государственной социальной, академической стипендий, бесплатное горячее питание являются существенной поддержкой в финансовом плане. В техникуме определена цель строительства трудового лагеря для студентов.
Еще раз хочу вас заверить, что мы четко понимаем нашу миссию – мы обязаны решать проблемы территорий.
— Тесное сотрудничество с ОАО «РЖД» дает возможность подготовки квалифицированных кадров, а где будут проходить практику, к примеру, строители железных дорог, строители зданий?
— Сегодня у нас выстраиваются долгосрочные деловые отношения с ОАО «РЖД», структурными подразделениями. Все цеха, все предприятия (ремонтный, эксплуатационный, ТМХ) – как бы они не назывались, функции выполняют одни и те же: осуществление планов перевозок и сервисное обслуживание. Практические навыки железнодорожников студенты получают на этих предприятиях. Что касается строительных специальностей? Город развивается, строятся новые здания, следовательно, потребность в строительных профессиях растет. В 2015 г. планируем начать обучение по программам «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство», «Строительство зданий и сооружений». Местом прохождения практики станут новостройки города.
Что мы вообще хотим и что мы уже сделали? Куда мы будем идти, какие новые профессии нам нужны? Я думаю, что мы соберемся со всеми главами территорий, порешаем эти вопросы. Подготовка востребованных рабочих кадров обеспечит занятость населения, проживающего на этой территории, решит проблемы предприятий, находящихся на этой территории.
— Проделана большая работа, ощущалась ли поддержка власти?
— Я к главе года полтора ходил как на работу. Он хотел мне зарплату уже платить. Мы каждую неделю, каждый день монотонно обсуждали, выносили вопросы в Законодательное собрание. Виртуально мы этот техникум создали давно. Три педагогических коллектива тоже ведь надо было объединить. Сегодня я работаю так: понедельник – Боготол, вторник – Тюхтет. В среду я уже в Иланске. Четверг — Красноярск, пятница – опять здесь. Между филиалами – 600 км. Есть еще такой девиз – хочешь сделать хорошо – сделай сам. На месте — понятно, но везде контроль и еще раз контроль. При сегодняшнем потенциале наших уважаемых родителей, учителей, обучающихся срабатывает единственный механизм – это контроль над всеми распоряжениями. Целенаправленная работа всех административных ветвей власти принесла результат. Есть профессиональная образовательная организация, которая ставит цели, решает задачи, определяет перспективы развития. К концу сентября педагогическому коллективу необходимо представить в министерство образования и науки Красноярского края программу развития техникума.
— Как ведется работа со школами?
— Сегодня муниципальные органы власти и Законодательное собрание поднимают очень важную проблему профориентации обучающихся еще со школы. Как раскачаем этот маятник, зависит от всего педагогического сообщества, начиная с детских садиков. Работа в этом направлении уже ведется с прошлого года. В День открытых дверей образовательное учреждение принимало не только школьников, но и малышей. Знакомство с профессиями с раннего возраста – залог успеха в профессиональном определении.
Для школьников планируется проводить профессиональные пробы. Здесь необходимо сотрудничество с директорами образовательных организаций.
Планируем работу при получении государственного задания Боготольскому техникуму транспорта не менее 15% целевых договоров. Целевой договор — объяснять не надо: это стипендии, это гарантированное трудоустройство. В рамках профориентации выпускников школ и переобучения взрослых сотрудничаем с Центром занятости населения, участвуем в ярмарках вакансий, выступаем студенческой агитбригадой на молодежных площадках города и района.