«Это надо не мертвым, это нужно живым!» Строки из «Реквиема» Роберта Рождественского часто вспоминаются в майские дни, особенно когда вдруг замечаешь, что страницы недавней истории Отечества словно бледнеют, выцветают под воздействием неумолимого времени. И тогда отчетливо становится понятно, что дальнейшая память – это наш общий труд, большой и ежедневный.
Совсем недавно, три-четыре десятилетия назад, эта память была настолько естественной, что казалось, так будет всегда, что всегда будут живы ветераны Великой Отечественной…
…«Равняйсь! Смирно! Шагом марш!» И твердым шагом совсем еще мальчишки становятся в строй. К большому счастью, этот строй проходит только по школьному коридору в актовый зал школы № 1, где собрались преподаватели, учащиеся и их родители, чтобы памятью своею приблизить события тех военных лет. Среди почетных гостей – труженики тыла, дети и внуки тех солдат, которые в сороковые встали в самый настоящий боевой строй. А больше 70 лет назад по этим же коридорам, из стен этой же школы, тогда еще под номером 45, уходили вчерашние ее выпускники. Они только-только закончили посадку березок в пришкольном парке в память о своем выпуске, впереди еще был самый трогательный и нежный вальс… Уже многие из тех ребят через несколько дней стояли у дверей военкомата в одной очереди со своими же учителями. Вспомнить всех поименно решили сегодняшние ученики, посвятив этой памяти свою литературно-краеведческую композицию.
Длинная очередь в военкомат… Иван Адольфович Милевский, совсем недавно окончивший 45-ю школу, не раз становился в ее конец. Его взяли только в августе 41-го. Когда ему было девятнадцать, парню пришла долгожданная повестка. Он прошел всю войну, через множество оборонительных и наступательных операций, приближая драгоценную Победу. А после войны вернулся в родную школу, чтобы преподавать детям физику, работать в школьных мастерских, вести шахматный кружок и вместе со своими учащимися стоять у истоков работы школьной радиоточки.
«Под градом пуль, под грохот канонады как символ мира и грядущих благ над куполом фашистского рейхстага был водружен победный красный флаг». Эти строки Дмитрий Александрович Пономарев напишет в последние дни войны. Позади Белорусский фронт, взвод 22-го армейского полка, где он был командиром, позади Варшава и плацдарм на Одере. Еще не получены им медали «За победу над Германией» и «За взятие Берлина», впереди вручение и ордена Александра Невского и ордена Отечественной войны II степени. Еще стоит в ушах грохот последних боев и впереди целых два года службы в составе группы советских войск в Германии, но все чаще думается о том, что вскоре его детская мечта быть учителем, наконец-то, осуществится. После демобилизации Дмитрий Александрович вернулся к обучению в педагогическом училище, окончив которое более десяти лет преподавал физику в школе № 45 г. Енисейска.
«Зверь покусал», — отшучивался Сергей Гаврилович Портных, преподаватель физкультуры и военного дела, на вопросы школьников о том, почему рука его так искалечена. Наверное, так для него было проще: вырос он в семье охотника-промысловика, с детства зная все хитрости и сложности этого ремесла. А вот про настоящего «зверя», что ранил его тогда, в 1944-м, он предпочитал молчать. Молчать всегда. Так и не узнали его родные, за что у фронтовика-учителя были орден Боевого Красного Знамени и орден Красной Звезды. На фронт же был призван в самом начале войны из рядов Красной Армии, где он уже год проходил срочную службу. В составе сибирского полка он принимал участие в обороне Москвы. В 44-м для Сергея Гавриловича была закончена война: в родные края он был комиссован из госпиталя. Учительскую профессию он получил заочно в Енисейском учительском институте. В школе проработал более четверти века, успевая кроме своих уроков еще и рисовать с детьми, и петь в школьном хоре, и участвовать в спектаклях.
В войну школа продолжала работать. В те трудные годы ее руководителем становится Георгий Владимирович Багаев. Правда, директором школы он стал лишь после того, как сам прошел школу жизни на фронте. Он так и начинал работать, в солдатской шинели, живя вместе со своей семьей тут же, в небольшой аудитории на третьем этаже школы. Холодные классы, нехватка учебников, отсутствие тетрадей и неполный штат учителей – это лишь часть трудностей, которые приходилось преодолевать и тем, кто учился в военное время, и тем, кто учил. И все же школа жила!
Прошел через всю войну и еще один директор школы, Константин Иванович Волков. В 1958 году он был переведен из горкома комсомола в школу и шесть лет возглавлял ее, преподавая при этом литературу. Много нового удалось сделать в школе за эти годы. Но, несмотря на все хозяйственные, организационные и учительские заботы, Константин Иванович находил время и для оформления стенгазет вместе со школьниками, и для постановок школьных спектаклей, и для участия в самодеятельности, и для игры в Енисейском драматическом театре. Кстати, идея создать школьный музей принадлежала тоже ему.
А через десятки лет сведения из этого самого музея школы № 1 так помогли сегодняшним ребятам вспомнить имена тех, кто, пройдя страшную закалку войной, вернулся в родной город, в стены родного учебного заведения. Они не только преподавали учебные дисциплины, но и все свои силы отдавали воспитанию настоящих людей, призванных поднимать страну на новый, послевоенный уровень. И пусть не все имена прозвучали именно в этой сценической композиции, главное, что память о том времени продолжает жить, а это так нужно сейчас. Нужно нам, живым…